Бактерии полости рта повышают вероятность инсультов

Исследователи проанализировали церебральные тромбы от 75 пациентов и обнаружили, что 79% из них содержат ДНК микроорганизмов, в норме обитающих в полости рта.

Lucky Business | Shutterstock.com

Известно, что хронические инфекции повышают риск ишемической болезни сердца и ишемического инсульта. Причиной нарушенного кровообращения при инсульте часто становятся тромбы в церебральных артериях. Недавно выяснилось, что распространенной причиной тромбообразования в этих случаях являются бактерии группы Streptococcus viridans из группы Smitis, как правило, обитающие в полости рта человека и на поверхности зубов. Некоторые виды бактерий рода Streptococcus широко известны благодаря тому, что вызывают кариес, однако стрептококки обитают в ротовой полости и у людей, не страдающих периодонтальными заболеваниями. S. viridans могут попадать в сердце через кровоток и вызывать инфекционный эндокардит, однако их влияние на тромбозы было доказано только сейчас.

Ученые университета Тампере (Финляндия) исследовали образцы тромбов 75 пациентов, полученные при операциях острых случаев ишемического инсульта. 52 из них принадлежали мужчинам, 23 — женщинам, средний возраст пациентов составил 66,9 лет. Никто из пациентов не принимал антибиотики и не болел тяжелыми инфекционными заболеваниями на момент проведения операции. Тромбы «высасывали» из сосудов с помощью катетера, вводимого в каротидную артерию, ближайшую к закупоренному участку, и шприца. Основная трудность анализа заключалась в невозможности повторного анализа подгрупп из-за небольшого размера образцов.

После проведения количественной полимеразной цепной реакции на основе материала образцов в 59 из них (79%) была обнаружена ДНК бактерий полости рта рода Streptococcus. Количество бактериальной ДНК в тромбах было в среднем в 5 раз выше, чем в образцах крови из бедренной артерии, взятых у тех же пациентов, которым принадлежали тромбы.

Попадая в кровоток, микроорганизмы накапливаются в атеросклеротических бляшках и впоследствии стимулируют их отрыв от стенок сосудов и превращение в тромбы. Таким образом, плохой уход за полостью рта может увеличить вероятность ишемического инсульта. В настоящее время инсульты и ведущие к ним сердечно-сосудистые и цереброваскулярные патологии — основная причина смерти среди взрослого населения развитых стран, при этом более 70% от общего числа инсультов — ишемические.

Patrakka Olli et al. // Oral bacterial signatures in cerebral thrombi of patients with acute ischemic stroke treated with thrombectomy. // Journal of the American Heart Association, 2019, 8, 11. DOI: 10.1161/JAHA.119.012330