Генетическое разнообразие токсоплазмы сформировали корабельные мыши

Разнообразные штаммы Toxoplasma gondii, возможно, распространились по миру при помощи домовых мышей, которые, в свою очередь, путешествовали на кораблях вместе с человеком в эпоху колониальной морской торговли.

Erni | Shutterstock.com

Toxoplasma gondii — паразитическое простейшее, способное заражать практически любых теплокровных животных, единственный вид рода Toxoplasma. У человека этот паразит может вызывать токсоплазмоз, который в большинстве случаев протекает без симптомов. Но есть опасная его разновидность — глазной токсоплазмоз, при котором поражается слой нервных волокон сетчатки. Человек, а также мыши, птицы и др. служат паразиту промежуточными хозяевами, а его основной хозяин, в организме которого происходит половое размножение токсоплазмы, — кошка или иное животное семейства кошачьих.

Токсоплазма распространена по всему миру, эпидемиологические исследования говорят о том, что разнообразие ее штаммов обусловлено географическими факторами. Существует предположение, что распространение паразита происходило не без участия человека.

Для проверки этого предположения специалисты из Института эпидемиологии и тропической неврологии в Лиможе (Франция) и их коллеги провели популяционно-генетическое исследование T. gondii в Сенегале, где довольно часто встречается глазной токсоплазмоз. Они собрали образцы токсоплазмы у домашних животных, главным образом у кур и уток. Местами сборов стали два портовых города — Дакар и Сен-Луи, основанные французскими моряками в эпоху колониальной торговли, а также город Кедугу, находящийся в глубине страны.

Проведя анализ с использованием 15 микросателлитных маркеров, исследователи обнаружили различия в составе штаммов T. gondii в портовых городах и в континентальном городе. В Дакаре и Сент-Луисе преобладали три штамма (тип II, тип III и Africa 4), а в Кедугу был распространен штамм Africa 1. Как выяснили ученые, сравнив эти штаммы с существующим в мире разнообразием T. gondii, Africa 1 — местный вариант, а тип II имеет западноевропейское происхождение. Первые три штамма малоопасны для мышей, в отличие от Africa 1.

Авторы полагают, что генетические различия между приморской и континентальной популяциями токсоплазмы возникли из-за обыкновенных домовых мышей, которые прибывали в Сенегал в трюмах европейских кораблей и в изобилии высаживались в портах. Мыши завозили с собой европейские штаммы токсоплазмы, которые вступали в конкуренцию с местными штаммами и, как положено инвазивным таксонам, вытесняли местные с территории портовых городов. Вероятно, сыграла свою роль и различная восприимчивость местных и корабельных мышей к разным штаммам. Поскольку колониальная торговля продолжалась в течение веков, популяционные различия T. gondii между приморскими и континентальными регионами закрепились.

Таким образом, по мнению исследователей, домовые мыши, сопровождающие человека на его торговых путях, сыграли ключевую роль в распространении токсоплазмы и сформировали географическую карту генетического разнообразия паразита.

Lokman Galal, et al. The introduction of new hosts with human trade shapes the extant distribution of Toxoplasma gondii lineages // PLOS Neglected Tropical Diseases, Published: July 11, 2019; DOI:  10.1371/journal.pntd.0007435.