Иммунный ответ на вакцину против гриппа меняется с возрастом и зависит от концентрации половых гормонов

Группа исследователей из Университета Джона Хопкинса провела ряд экспериментов, благодаря которым выявилась роль эстрадиола и тестостерона в формировании ответной реакции на вакцину против гриппа у людей разных возрастных категорий.

Уровень эстрадиола уменьшается с возрастом.

Credit: Beate Panosch | Shutterstock.com

Иммунитет, вызванный вакциной, с возрастом снижается, причем у мужчин и женщин этот возраст разный. Исследования, связанные с изменением иммунного ответа по мере старения организма, уже проводились, однако его взаимосвязь с половыми гормонами ранее не изучалась.

В новой работе исследователи набрали две группы добровольцев. В первую входили взрослые люди 18–45 лет, а во вторую люди преклонного возраста (65+). И у одних, и у других была собрана сыворотка за 21 день до и 21 день после получения моновалентной вакцины против гриппа A / Cal / 09 H1N1 для оценки уровней цитокинов и антител. Как выяснилось, у женщин 18–45 лет после вакцинации выработка IL-6 и антител оказались выше, чем у женщин пожилого возраста и мужчин 18–45 лет. Повышенный уровень антител оказался связан с концентрацией женского полового гормона эстрадиола.

Исследования на мышах проводили с целью выяснить, действительно ли самки защищены от заражения вирусом гриппа лучше, чем самцы. Для этого молодым мышам (8–10 недель) и особям в возрасте (68–70 недель) привили инактивированную вакцину A / Cal / 09 H1N1, после чего заразили вирусом A / Cal / 09. В итоге у вакцинированных взрослых (но не в возрасте) самцов и самок заболеваемость оказалась ниже, а легочный клиренс после заражения лучше, чем у невакцинированных особей. При этом вырабатываемые ответы антител самок были более качественными, однако по мере старения этот эффект проходил.

Следующим шагом было окончательное выяснение роли половых гормонов в формировании иммунных реакций. Так, особям обоих полов удалили гонады, после чего одной группе животных искусственно ввели гормоны. После вакцинации отличий в ответной реакции между самцами и самками без половых гормонов не наблюдалось. У самок из второй группы ответные реакции антител оказались повышены эстрадиолом, в то время как тестостерон у самцов снижал их. Как и в случае с людьми, с возрастом концентрация эстрадиола у самок перестает играть важную роль в формировании ответов антител.

Более подробное изучение молекулярных механизмов взаимодействия половых гормонов и антител может стать основой для разработки эффективных вакцин против гриппа и ряда других вирусов.

Tanvi Potluri et al. // Age-associated changes in the impact of sex steroids on influenza vaccine responses in males and females. // npj Vaccinesvolume 4, Article number: 29 (2019) published 12 July 2019; DOI: 10.1038/s41541-019-0124-6