Малярия, устойчивая к лекарствам, распространяется в Юго-Восточной Азии

Масштабное генетическое исследование малярийного плазмодия показывает, что существующие методы лечения не остановили распространение лекарственной устойчивости. Для контроля эпидемий необходимо отслеживать изменения в геноме паразитического микроорганизма.

Chanaki Amaratunga | Пресс-релиз

Согласно результатам недавнего и самого подробного исследования генома плазмодия, устойчивость малярии к двум лекарствам первого ряда быстро распространилась из Камбоджи в соседние страны Юго-Восточной Азии. Исследователи из Института Сэнгера, Оксфордского университета и Университета Махидол в Бангкоке выяснили, что потомки одного устойчивого штамма вытесняют местные популяции плазмодия во Вьетнаме, Лаосе и северном Таиланде. К тому же паразит обзавелся другими генетическими изменениями, которые, возможно, делают его еще более опасным.

Возбудители малярии — плазмодии, паразитические простейшие, обитающие в крови; переносчиками инфекции являются комары. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в 2017 году малярией заболели 220 миллионов человек, 400 000 умерли. Малярию можно лечить на ранних стадиях, но устойчивость паразита к лекарствам ставит эту возможность под угрозу.

В последние десять лет противомалярийным лекарством первого ряда во многих областях Азии было сочетание двух препаратов, дигидроартемизинина и пиперахина (DHA-PPQ). Однако появился штамм плазмодия, устойчивый к этому способу лечения. Его назвали KEL1/PLA1 в честь мутаций, вызвавших резистентность. (Мутации в гене kelch13, в частности, несинонимичная замена kelch13 C580Y — источник устойчивости к артемизинину, амплификация гена plasmepsin 2/3 — к пиперахину). Необходимо было срочно определить, как широко распространился устойчивый штамм, развивалась ли устойчивость к другим препаратам и к каким лекарствам сохраняется чувствительность.

Команда исследователей отсеквенировала и проанализировала полногеномные последовательности 1673 образцов Plasmodium falciparum, найденных в крови у больных малярией из Камбоджи, Лаоса, северо-восточного Таиланда и Вьетнама с 2008 по 2018 года. Оказалось, что с 2013 года ситуация сильно ухудшилась: 1615 образцов имели мутации KEL1/PLA1; это более 80% популяции плазмодия в некоторых регионах. До 2009 года они обнаруживались только в Камбодже. Высокая степень сходства штаммов, несущих мутации, по сравнению с теми, у которых мутаций не было, — свидетельство общего происхождения устойчивых штаммов.

Изображение: Пресс-релиз

«Мы выяснили, что KEL1/PLA1, обладающий множественной лекарственной устойчивостью, агрессивно распространился и стал доминирующим во Вьетнаме, Лаосе и северном Таиланде», — говорит доктор Роберто Амато из Института Сэнгера. Скорее всего, причина в том, что у устойчивых паразитов было эволюционное преимущество: DHA-PPQ уничтожил все остальные штаммы, кроме KEL1/PLA1.

Устойчивые плазмодии не только увеличили свой ареал обитания, но и обзавелись несколькими мутациями в одном из генов устойчивости к хлорохину (еще одно лекарство от малярии), а именно в гене crt. Как отмечают авторы другой статьи в журнале The Lancet Infectious Diseases, наличие мутации в этом гене свидетельствует о провале терапии при помощи DHA-PPQ. Распространения устойчивости сопровождается эволюцией, а поскольку частота встречаемости новых мутаций быстро растет, это значит, что они дают серьезное преимущество.

Профессор Оливо Миотто, один из ведущих авторов статьи (Институт Сэнгера, Институт больших данных Оксфордского университета, Университет Махидол), заявляет: «Меня очень беспокоит скорость, с которой устойчивые малярийные плазмодии распространились в Юго-Восточной Азии. Сейчас могут действовать какие-то альтернативные препараты, но ситуация очень хрупкая, и эта работа подчеркивает срочную необходимость уничтожить малярию в субрегионе Большого Меконга, чтобы предотвратить ее дальнейшее распространение».

«Наше исследование дает четкую картину распространения малярии, устойчивой к лекарствам первого ряда, и демонстрирует необходимость использования генетических методов для выявления паттернов устойчивости в каждом районе, — утверждает еще один соавтор исследования, профессор Доминик Квятковский. — Активное наблюдение за состоянием генома паразита жизненно важно, чтобы национальные программы контроля малярии могли предотвратить глобальную вспышку заболевания».

William L Hamilton et al.// Evolution and expansion of multidrug-resistant malaria in southeast Asia: a genomic epidemiology study. // The Lancet Infectious Diseases, 2019; DOI: 10.1016/S1473-3099(19)30392-5