На индекс массы тела у младенцев и детей 5-6 лет влияют разные факторы

Полногеномный поиск ассоциаций, проведённый исследователями из Консорциума генетики раннего развития (Early Growth Genetics Consortium), выявил ряд генетических вариантов, ассоциируемых с индексом массы тела у младенцев и детей более старшего возраста. Результаты, опубликованные в Science Advances, позволяют предположить, что механизмы ожирения у этих возрастных групп различаются.

kwanchai.c | Shutterstock.com

Как известно, на индекс массы тела человека (ИМТ) влияют как особенности образа жизни, так и генетические факторы. В настоящее время показана связь повышенного ИМТ у детей с риском возникновения ожирения, сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний. Обнаружение ряда генетических признаков в критическом возрасте могло бы стать ключом к предотвращению развития тяжёлых последствий.

ИМТ у детей с возрастом изменяется отнюдь не монотонно: до 9 месяцев у младенцев наблюдается быстрый рост ИМТ («пик ИМТ»), затем спад до 5–6 лет, сменяющийся устойчивым ростом вплоть до юношеского возраста. Авторы работы, опубликованной в Science Advances, выделили шесть характеристик раннего развития — максимальные скорости увеличения роста и веса, пиковое и минимальное значения ИМТ и возраст, в котором они были достигнуты, — после чего провели полногеномный поиск ассоциаций. В работе были проанализированы генетические данные 22000 детей.

Оказалось, что максимальные скорости увеличения роста и веса, пиковое значение ИМТ и возраст его достижения не коррелируют с последующим развитием ожирения. Напротив, был выявлен новый вариант гена LEPR/LEPROT (лептиновый рецептор), ассоциируемый с пиковыми значениями ИМТ. Известны варианты этого гена, характерные для ожирения у взрослых, но выявленный новый вариант не влияет на регуляцию веса во взрослом возрасте. В то же время, для минимального значения ИМТ и возраста его достижения были выявлены устойчивые корреляции с повышенным риском развития ожирения — более высокие значения ИМТ, достигнутые в более раннем возрасте, были характерны для детей с различными стадиями ожирения. Выявленные генетические варианты для данных характеристик также пересекаются с уже известными генетическими вариантами, характерными для ожирения у взрослых, такими как FTO (2-оксоглутаратзависимая деметилаза), TFAP2B (транскрипционный фактор AP-2 бета) и GNPDA2 (глюкозамин-6-фосфат деаминаза 2).

Полученные результаты позволяют предположить, что повышение ИМТ у младенцев и у детей более старшего возраста имеет разную природу. Повышенный ИМТ в младенчестве совсем не обязательно приведёт к развитию ожирения во взрослом возрасте, но первые предпосылки можно заметить уже в детстве. Марджо-Риитта Ярвелин, главный автор работы, так комментирует полученные результаты: «Если мы сможем объяснить, что происходит на ранних этапах жизни, мы начнём понимать, почему одни люди страдают от ожирения, а другие — нет, потребляя одинаковое количество калорий. Это позволит нам выделить факторы риска эпидемии ожирения».

Alexessander Couto Alves et al. // GWAS on longitudinal growth traits reveals different genetic factors influencing infant, child, and adult BMI // Science Advances 04 Sep 2019 Vol. 5, no. 9, eaaw3095 // DOI: 10.1126/sciadv.aaw3095