Найдены новые генные варианты, определяющие тип ожирения

Исследователи из Упсальского университета показали, что генетические факторы существенно влияют на то, в каких участках тела накапливается жир при наборе веса и что этот эффект у женщин проявляется сильнее, чем у мужчин.

9nong | Shutterstock.com

Даже те, кто не увлекается здоровым образом жизни, знают, что существуют различные типы ожирения. Например, абдоминальный (жир накапливается в области живота) и нижний, или гиноидный (жир накапливается в области бедер). Абдоминальный тип более характерен для мужчин, но может встречаться и у женщин, и считается фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. С другой стороны, есть эпидемиологические исследования, которые показывают, что способность накапливать жир на бедрах дает женщинам некоторую защиту от ССЗ.

Шведские ученые использовали данные UK Biobank — когортного исследования полумиллиона британских граждан. В исследовании участвовали почти 360 000 человек, у которых взяли образцы крови для генотипирования, а распределение жировой ткани оценивали, измеряя импеданс, то есть электрическое сопротивление при пропускании тока через тело. Миллионы генетических вариантов по всему геному протестировали на связь с распределением жира в руках, ногах или туловище, и обнаружили 98 генов, влияющих на тип ожирения, из них 29 ранее не были известны. Исследователи отметили высокую степень гетерогенности между полами: эффекты 37 вариантов у женщин были выражены сильнее. Эти результаты согласуются с данными предыдущих GWAS.

«Мы были поражены тем, как много генетических эффектов сильнее проявлялось у женщин или наблюдалось только у них. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что несколько ассоциированных генов кодируют белки, которые активно формируют внеклеточный матрикс, образующий опорную структуру вокруг клетки», — говорит руководитель группы Оса Йоханссон. Это, например, гены внеклеточных протеаз ADAMTS2, ADAMTS3, ADAMTS10, ADAMTS14 и ADAMTS17. Можно сделать вывод, что ремоделирование внеклеточного матрикса генерирует различия в распределении жира наряду с эндокринными механизмами.

Примечательно, что абдоминальный и нижний типы ожирения как у женщин, так и у мужчин имели значительную обратную корреляцию, как альтернативные проявления одного и того же признака. Это подтверждалось и большим количеством общих для них локусов. В то же время отложения жира на руках с этими двумя признаками коррелировало слабо.

Результаты настоящего исследования могут способствовать более точной оценке риска сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, биологические системы, значимость которых обнаружена в исследовании, — потенциальные мишени новых лекарств, изменяющих распределение жира в организме и снижающих риски заболеваний.

Mathias Rask-Andersen et al. // Genome-wide association study of body fat distribution identifies adiposity loci and sex-specific genetic effects. // Nature Communications, 2019; 10 (339); DOI: 10.1038/s41467-018-08000-4