Назначение антибиотиков младенцу надолго оставляет следы в микробиоме

Слабая иммунная система недоношенных младенцев вынуждает врачей использовать антибиотики для предотвращения и лечения инфекций. Такое вмешательство  сказывается на формирующихся микробных сообществах кишечника — последствия заметны в течение многих лет.

Bricolage | Shutterstock.com

Микробиота кишечника страдает всякий раз, когда человек принимает антибиотики. Однако многих младенцев, особенно недоношенных, подолгу лечат этими препаратами. Ученые из Университета Вашингтона в Сент-Луисе проверили, насколько серьезный эффект такие дозы антибиотиков оказывают на зарождающуюся микрофлору кишечника.

Ученые анализировали метагеном в образцах кала 58 младенцев, из которых 41 был недоношенным. Среди детей были как те, что получили лишь небольшую дозу антибиотиков, так и те, что выдержали продолжительный курс. Образцы кала забирались в первые 21 месяц жизни. Анализ показал, что с ростом ребенка видовое разнообразие микрофлоры неуклонно увеличивается, а при приеме антибиотиков резко снижается: один курс лечения сводил на нет 5–12 месяцев роста разнообразия. С возрастом, однако, вызванные антибиотиками изменения уменьшаются, и разнообразие постепенно выравнивается.

Кроме того, исследователей интересовала устойчивость к антибиотикам младенческой микрофлоры. Оказалось, что микробиота недоношенных детей, долго принимавших антибактериальные препараты, обогащается устойчивыми к антибиотикам штаммами. Несмотря на восстановление микробиоты с возрастом, появившиеся протеобактерии c множественной устойчивостью к антибиотикам у этих детей сохранялись, и это представляет угрозу для их здоровья. Хотя функциональность микрофлоры полностью восстанавливается, продолжительные курсы лечения антибиотиками надолго меняют ее состав. Ученые даже создали модель, определяющую по метагеному микрофлоры, принимал ли ребенок в младенчестве антибиотики.

Авторы работы отмечают, что им не удалось отделить последствия приема антибиотиков от последствий сопутствующих факторов, таких как длительная госпитализация или младенческие болезни, в связи с невозможностью проведения таких опытов на людях. Но и полученные результаты говорят об опасности массированного приема антибиотиков в младенчестве и необходимости альтернативных подходов.

Gautam Dantas et al. // Persistent metagenomic signatures of early-life hospitalization and antibiotic treatment in the infant gut microbiota and resistome // Nature Microbiology, 2019; DOI: 10.1038/s41564-019-0550-2