Новый эпигенетический тест выявляет 100% случаев рака шейки матки

Тест на рак шейки матки, основанный на исследовании метилирования ДНК, показывает лучшие результаты, чем мазок Папаниколау и тест на ДНК вируса папилломы человека.

Пап-мазок
Komsan Loonprom | Shutterstock.com

Разработан скрининговый тест на рак шейки матки (РШМ), проверяющий статус метилирования ДНК пациентки и вируса папилломы человека (ВПЧ). Как известно, онкогенные подтипы этого вируса — одна из основных причин РШМ. В данном тесте исследуются сигнатуры метилирования в «поздних» регионах генома вирусов HPV16, HPV18, HPV31 и HPV33, а также в промоторной области человеческого онкосупрессора EPB41L3.

Скрининг для предотвращения рака шейки матки обычно проводят с помощью мазка по Папаниколау — получают эпителиальные клетки шейки матки, окрашивают и проводят микроскопическое исследование. К сожалению, ПАП-мазок обнаруживает лишь половину случаев предраковых состояний. Гораздо более точный метод скрининга — тест на ДНК ВПЧ, однако по сути он определяет только то, инфицированы ли женщины онкогенным ВПЧ, но не реальный риск развития рака, который в среднем довольно низок.

Авторы работы, опубликованной в International Journal of Cancer, выяснили, насколько хорошо эпигенетический тест на РШМ прогнозирует развитие рака у пациентки в ближайшие пять лет по сравнению с мазками Папаниколау и тестом на ДНК ВПЧ. Они использовали данные, полученные в канадском рандомизированном контролируемом исследовании (РКИ)  — HPV FOr CerviCAL Cancer Screening (HPV FOCAL), в котором сопоставлялась эффективность Пап-мазка и теста на вирусную ДНК для скрининга на РШМ. В этом исследовании участвовали 15744 женщин из Канады в возрасте 25-65 лет.

В подгруппе, включающей 257 ВПЧ-позитивных женщин, эпигенетический тест выявил 93% предраковых поражений (комбинация Пап-мазка и теста на ВПЧ выявила 86%, только Пап-мазок — 61%). Новый тест дал верные предсказания для всех восьми случаев рака, которые были зарегистрированы у женщин во время или после исследования; при этом Пап-мазок выявил лишь четверть случаев, тест на ВПЧ — половину.

Ведущий автор работы, профессор Аттила Лоринц из Лондонского университета королевы Марии, который участвовал в разработке первого в мире теста на ВПЧ в 1988 году, назвал полученный результат «огромным достижением»: «Это первый случай, когда доказана ключевая роль эпигенетики в развитии широко распространенного солидного рака с использованием клинических данных. (…) В отличие от того, что утверждает большинство исследователей и клиницистов, мы видим все больше доказательств того, что именно эпигенетика, а не мутации в ДНК, приводит к целому ряду ранних форм рака, включая рак шейки матки, ануса, рак ротоглотки, ободочной кишки и предстательной железы. (…) Мы были удивлены тем, насколько хорошо этот новый тест может выявлять и прогнозировать ранний рак шейки матки за много лет, причем обнаруживается 100% раковых заболеваний, включая аденокарциномы — тип рака шейки матки, который обнаружить очень трудно. Новый тест намного лучше, чем все, что предлагается в Великобритании в настоящее время, но его разработка может занять как минимум пять лет».

Авторы подчеркивают, что использование этого теста в клинике уменьшит количество визитов к врачу и профилактических осмотров, так как опасное заболевание будет выявлено на ранней стадии. Они также считают, что в окончательном варианте стоимость теста будет ниже, чем у Пап-мазка.

Darrel A. Cook et al. // Evaluation of a validated methylation triage signature for human papillomavirus positive women in the HPV FOCAL cervical cancer screening trial. // International Journal of Cancer, 2018; DOI: 10.1002/ijc.31976