Открыты новые гены, повышающие риск рассеянного склероза

Ученые выявили 12 генов, поломки в которых участвуют в развитии рассеянного склероза. Международная команда под руководством исследователей из Университета Британской Колумбии (Канада) секвенировала экзомы более 130 пациентов в 34 семьях с данным заболеванием.

CC7 | Shutterstock.com

В мире насчитывается около 2 миллионов людей с рассеянным склерозом (РС), в России — примерно 150 тысяч. При этом аутоиммунном заболевании разрушается миелиновая оболочка нервного волокна и развивается нейрональная дисфункция, ожидаемая продолжительность жизни у больных сокращается на 5–10 лет по сравнению со здоровой популяцией. Слово «рассеянный» означает множественность очагов поражения: демиелинизация происходит в различных областях спинного и головного мозга.

Причины развития РС до сих пор точно не установлены, но очевидно, что риск могут увеличивать генетические факторы. Существуют генетические и негенетические формы РС; 13% пациентов сообщают, что у них есть близкий родственник с аналогичной патологией. Авторы нового исследования, опубликованного в PLOS Genetics, провели анализ данных полногеномного секвенирования у 132 пациентов европейского происхождения — членов 34 семей с множественными случаями РС. Отношение числа больных братьев и сестер к здоровым превышало 25%, заболеваемость была одинаковой у обоих полов; в некоторых случаях были здоровы оба родителя больных детей. Как отмечают авторы, подобная картина указывает на аутосомно-доминантное наследование с неполной пенетрантностью.

Авторы оценили патогенность всех миссенс- и нонсенс-мутаций на аутосомах с частотой редкого аллеля в приватных и открытых базах данных генов ниже 1%. Они идентифицировали поломки в 12 генах, кодирующих белки фибринолиза и системы комплемента (PLAU, MASP1, C2), сборки инфламмасомы (NLRP12), сигнального пути Wnt, участвующего в развитии опухолей (UBR2, CTNNA3, NFATC2, RNF213), белок-рецептор стероидных гормонов (NCOA3), а также катионные и универсальные каналы, антипортеры, способные транспортировать несколько видов субстрата (KCNG4, SLC24A6, SLC8B1).

Все гены с найденными мутациями объединяет их участие в работе иммунитета. Нарушение их функций ведет к сбоям на молекулярном и биологическом уровне, активирует аутоиммунные реакции, хроническое воспаление и нейродегенеративные изменения. Риск развития РС для людей, имеющих все эти мутации, авторы статьи оценивают в 85%. В дальнейшем они планируют разработать клеточные и животные модели для изучения и поиска методов профилактики и терапии рассеянного склероза.

Carles Vilariño-Güell, et al. // Exome sequencing in multiple sclerosis families identifies 12 candidate genes and nominates biological pathways for the genesis of disease.// PLOS Genetics, 2019; 15 (6): e1008180, published online 06 June 2019. DOI: 10.1371/journal.pgen.1008180