Перспектива генной терапии ожирения продемонстрирована на мышах

Корейские ученые провели успешное тестирование in vivo системы доставки CRISPRi к белым адипоцитам мышей. В результате процедуры масса тела лабораторных животных снизилась на 20%, что выводит генную терапию ожирения на новый уровень.

Ibreakstock | Shutterstock.com

Ученые испытали генную терапию в борьбе с набором избыточной массы тела. Разработанная генная терапия специфически снижает объём жировой ткани и обращает сопряжённые с ожирением нарушения метаболизма у мышей.

Мишенью генной терапии был выбран ген Fabp4. Продукт гена задействован в обмене жирных кислот и относится к семейству белков, осуществляющих транспорт жирных кислот через мембрану. Для подавления экспрессии гена использовали систему CRISPR интерференции (CRISPRi): к клеткам доставляли плазмиды, кодирующие белок Cas9 с инактивированной каталитической функцией (dCas9) и гидовую РНК (sgFabp4). Чтобы повысить избирательность, плазмиды dCas/sgFabp4 снабдили тканеспецифичным пептидом ATS-9R, позволяющим комплексам сливаться с мембранами белых адипоцитов. Предложенная система была протестирована на культуре клеток адипоцитов и, после положительных результатов in vitro, опробована на мышах. Животных предварительно держали на особой диете, приводящей к ожирению. Результатом тестирования системы на мышах стало снижение массы тела животных, пришла в норму инсулинорезистентность. Также после проведённой терапии наблюдалось снижение объёма запасаемых липидов в клетках жировой ткани и в печени.
Разработка стимулирует продолжать исследования в области генной терапии. Одобренное FDA на данный момент лекарство от ожирения снижает массу тела человека после года применения на 5%, в то время как терапия, опробованная на мышах, показала снижение массы тела на 20% уже после шестой недели лечения.
Кроме того, разработанный способ доставки системы CRISPR можно положить в основу генной терапии других заболеваний.

Jee Young Chung et al. // Targeted delivery of CRISPR interference system against Fabp4 to white adipocytes ameliorates obesity, inflammation, hepatic steatosis, and insulin resistance // Genome Research, 2019; DOI: 10.1101/gr.246900.118