Выпадение зубов можно предотвратить воздействием на сигнальный путь Notch

Раскрыты молекулярные механизмы построения тканей, за счет которых зубы удерживаются в челюстной кости. Новая информация поможет разобраться в процессах старения и регенерации тканей и даст людям возможность сохранять собственные зубы как можно дольше.

Olga Vorontsova | Shutterstock.com

Исследование, которое провели сотрудники Университета Плимута (Великобритания) и Женевского университета (Швейцария), демонстрирует, что сигнальный путь Notch, активно функционирующий в стволовых и раковых клетках, очень важен для развития периодонта — соединительной ткани, которая образует связку между зубом и альвеолой. Ненормальная активность или ингибирование некоторых сигнальных путей, в том числе Notch, могут вызывать рак и другие патологические состояния, в том числе и проблемы с регенерацией тканей.

Исследователи провели РНК-секвенирование и протеомный анализ периодонта моляров крыс и мышей, а также клеточной культуры периодонта человека, систематически проверили все молекулярные связи, важные для его развития. Оказалось, что если прервать путь Notch, выключив ген его ключевого фактора транскрипции RBP-Jkappa, старение периодонта замедляется.

Выяснилось, кроме того, что у грызунов ламин А, белок ядерной оболочки — прямая мишень сигнального пути Notch. Самая известная мутация в гене ламина А вызывает синдром раннего старения — прогерию. Информация о его участии в формировании периодонта дает возможность понять, как эта молекула ведет себя во время регенерации тканей и как на это влияют различные заболевания. Ламин А можно использовать как маркер степени развития периодонта, поскольку его экспрессия напрямую зависит от активности Notch.

Авторы работы установили, что профиль экспрессии генов существенно зависит от степени зрелости зуба. «Периодонт по-настоящему держит зуб в челюстной кости, только когда тот прорезается и начинает функционировать, — поясняет профессор Плимутского университета, доктор Бин Ху. — Информация о механизмах его развития и работы молекул, которые помогают ткани созревать, очень важна для понимания процессов регенерации тканей. Следующий шаг — выяснить, можно ли применить полученные нами данные к человеку и, если да, что происходит с молекулами в нормальном состоянии и при патологиях».

«Мы верим, что наши результаты помогут развитию лечения заболеваний, связанных с периодонтом, установки имплантов и ортодонтического лечения», — добавляет первый автор работы доктор Балаж Денеш из университета Женевы.

B.J. Denes, et al. / Notch Coordinates Periodontal Ligament Maturation through Regulating Lamin A. / Journal of Dental Research, 2019; 002203451987144; DOI:  10.1177/0022034519871448