Пять метаболитов крови как биомаркеры суицидальных мыслей
Американские исследователи проанализировали метаболиты плазмы крови у пациентов с устойчивым к терапии большим депрессивным расстройством, сопровождаемым суицидальными мыслями. Они обнаружили, что пять метаболитов (разные для мужчин и женщин) могут выявить болезнь с точностью более 90%, чувствительностью и специфичностью более 85%. Эти метаболиты связаны в том числе с нарушением работы митохондрий и метаболизма сфинголипидов и фосфолипидов. Также был выявлен дефицит соединений, которые можно принимать как пищевые добавки в дополнение к терапии.

В некоторых странах мира повышается смертность из-за суицида, однако в других этого не происходит. Эти различия указывают на важную роль психосоциальных и социоэкономических факторов. Депрессия, особенно устойчивое к терапии большое депрессивное расстройство с суицидальными мыслями (trMDD-SI), — важный фактор риска попытки суицида (30% больных предпринимают такую попытку хотя бы раз в жизни).
Основные симптомы депрессии психологические, однако появляется все больше сведений, что это сложная болезнь, которая физически влияет на все тело. Так, например, при депрессии изменяются маркеры клеточного метаболизма. Было показано, что метаболомика — важный прогностический инструмент для идентификации пациентов с высоким риском рецидива депрессии. В новой работе исследователи из США и Канады охарактеризовали метаболом плазмы у пациентов с депрессией и суицидальными мыслями, идентифицировали различия, связанные с полом.
Образцы отбирали с 2014 по 2018 год. В исследовании приняли участие 99 человек с trMDD-SI и 93 контроля с медианой возраста 29 лет. Пациентов с trMDD-SI включали в исследование, если они подходили под следующие критерии: возраст 18–70 лет, резистентность к терапии. Причины исключения из исследования: повышенный риск проведения люмбальной пункции, шизофрения, злоупотребление алкоголем и наркотиками в течение шести месяцев до проведения исследования. В анализ включили 672 метаболита плазмы крови, при этом 448 метаболитов измеряли и у мужчин, и у женщин.
У пациентов с trMDD-SI часто диагностировали и другие заболевания, такие как тревожное расстройство, биполярное расстройство, посттравматическое расстройство (у женщин), ОКР (у мужчин). Участники принимали 130 различных лекарств, так что матаболомные различия не объясняются только приемом одного препарата или одной группы лекарств.
Пациенты значительно отличались от контролей по метаболическому профилю. При этом были показаны половые различия. Однако уровни сфинголипидов и нескольких классов фосфолипидов были снижены у всех пациентов. Чаще всего выявляли аномалии в липидах (46% у женщин и 56% у мужчин).
Анализ показал, что пяти метаболитов достаточно, чтобы выявить болезнь с точностью более 90%, чувствительностью и специфичностью более 85%. Но конкретные метаболиты различались у мужчин и женщин.
У всех участников с депрессией были повышены уровни модифицированных пуринов и пиримидинов, входящих в состав РНК. FGF21 и GDF15 — биомаркеры нарушения работы митохондрий. У мужчин в группе trMDD-SI уровень FGF21 был повышен, а у женщин были повышены оба показателя. Митохондрии производят АТФ, который является также важной сигнальной молекулой. Исследователи предположили, что суицидальные мысли возникают в ответ на нарушение этой функции.
«Когда АТФ находится внутри клетки, он действует как источник энергии, но вне клетки это сигнал опасности, который активирует дюжины защитных сигнальных путей в ответ на некий стрессор окружающей среды, — говорит Роберт Навью, профессор факультета медицины, педиатрии и патологии Калифорнийского университета в Сан-Диего. — Мы предполагаем, что попытка суицида может быть частью более глобального физиологического импульса остановить стрессовый ответ, который стал непереносимым на клеточном уровне».
Анализ выявил дефицит некоторых элементов, которые доступны в виде пищевых добавок, таких как фолат и карнитин, так что исследователи хотят попробовать применить их как дополнение к терапии. Они подчеркивают, что это не замена терапии.
Депрессия и тревожность не связаны с рисками развития онкозаболеваний
Источники:
Lisa A. Pan, et al. Metabolic features of treatment-refractory major depressive disorder with suicidal ideation // Translational Psychiatry 13, 393 (2023), December 15, 2023, DOI: 10.1038/s41398-023-02696-9
Цитата по пресс-релизу