EasyPrep и MassARRAY — для одних еще непривычно, для других уже рабочие инструменты

Рассказываем о двух приборах, представленных в апреле на Конгрессе Российского общества онкопатологов. Автоматизированная система пробоподготовки для жидкостной цитологии EasyPrep поможет включить в диспансеризацию скрининг женщин на предраковые состояния и рак шейки матки, как этого требуют новые документы Минздрава РФ. Генетический масс-спектрометр MassARRAY только что прошел регистрацию в Росздравнадзоре, ожидается регистрация набора для выявления мутаций, клинически значимых при колоректальном раке.

Антонина Зинина и Сергей Толмачев

erid: 2Vfnxy1AKuA

В апреле 2024 года в отеле «Лесная Самфор» (Москва) состоялся VIII Ежегодный Конгресс Российского общества онкопатологов. Среди участников были цитологи, генетики, биологи, патологи, онкологи, хирурги. Параллельно прошла выставка оборудования.

Компания «ИнтерЛабСервис» привезла на выставку два прибора, хорошо знакомых нашим читателям. Они не так давно появились на российском рынке, но каждый из них способен вывести на новый уровень клиническую диагностику в своей области.

Один из приборов — автоматизированная система пробоподготовки для жидкостной цитологии EasyPrep от корейской компании YD Diagnostics, которая пришла в Россию в 2021 году. (Подробнее на PCR.NEWS.) За три года многие специалисты по клинической лабораторной диагностике оценили ее преимущества. Прежде всего речь здесь идет о диагностике рака шейки матки и предшествующих ему состояний.

Национальной программы скрининга на этот вид рака в нашей стране ранее не было. Как показывает опыт других стран, ранняя массовая диагностика помогает победить РШМ, поэтому особенно важно, что с этого года анализы микропрепаратов шейки матки, способные выявить предраковые изменения, уже включены в программу диспансеризации населения репродуктивного возраста. Учитывая количество женщин, которым нужно пройти такое обследование, автоматизация становится необходимой.

Какие задачи поможет решить автоматизированная жидкостная цитология на платформе EasyPrep, объясняет специалист по продвижению продукции ООО «ИнтерЛабСервис» Антонина Зинина.

— Перед самым Новым Годом, 28 декабря 2023 года, Михаил Мишустин подписал Постановление № 2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». А в марте этого года вышли методические рекомендации, подробно разъясняющие, какие исследования необходимо делать, — говорит Антонина Николаевна. — Мы можем предложить оборудование и расходные материалы для этих исследований. В методических рекомендациях указаны традиционные мазки двух видов или жидкостная цитология, указан ГОСТ Р 57004-2016, в котором описывается жидкостная цитология на основе центрифугирования в градиенте плотности. Кроме того, женщинам в 30, 35, 40, 45 лет, то есть каждые пять лет, необходимо делать анализ на вирус папилломы человека — ВПЧ, потому что рак шейки матки ассоциирован с ВПЧ высокого канцерогенного риска. Мы поставляем реагенты российского производителя для ПЦР-анализа на ВПЧ. Преимущество в том, что гинеколог берет один мазок у женщины, и из одной виалы можно сделать и цитологию, и анализ на ВПЧ. Существуют различные варианты анализа: возможно выявление в одном исследовании 14 генотипов высокого онкогенного риска без типирования, или эти же 14 генотипов с дифференциацией каждого типа, или возможно выявлять отдельно только 16 и 18 генотипы.

А на другие инфекции, передаваемые половым путем, тоже можно сделать ПЦР-тест?

Можно и нужно. В это постановление вошло еще и определение инфекций методом ПЦР. Первым этапом — для женщин 18–29 лет, а вторым этапом — 30–49 лет. До 49 лет у нас репродуктивный возраст, до которого по госгарантиям выполнят исследования, что неожиданно, но приятно это слышать! Российским производителями разработан набор на четыре инфекции, указанные в постановлении. Это комплекс NCMT, четыре инфекции — Neisseria gonorrhoeae, Chlamydia trachomatis, Mycoplasma genitalium, Trichomonas vaginalis. Таким образом, у нас комплексное предложение для лаборатории, чтобы осуществить все анализы, необходимые согласно документу о диспансеризации.

Если вернуться к жидкостной цитологии, что можно сказать о производительности системы EasyPrep?

Система EasyPrep на сегодняшний момент является прибором, самым большим по возможной загрузке, то есть этот прибор наиболее удобен именно для массового скрининга населения. Цитологическое обследование женщин от 21 до 29 лет каждые три года и женщин от 30 до 49 каждые пять лет — это очень много исследований. Чтобы обследовать такое количество женщин в городе с населением полмиллиона человек, нужна автоматическая система подготовки препаратов, а в таком городе, как Москва, высокопроизводительных систем жидкостной цитологии должно быть 4-5, может быть, больше. Нужно учитывать момент, что если это будет система, которая дает возможность загрузить только 20 или 40 виал с образцами, то производительность будет недостаточная, в рабочее время сотрудники лаборатории могут не успевать выполнить все необходимые исследования. А EasyPrep — большая система и дает возможность обрабатывать большое количество виал, до 64 за цикл; она и приспособлена именно для скрининга.

Что еще важно знать про новые требования к цитологическим исследованиям? Есть какие-то тонкости?

Еще важный момент — окраска препарата. Дело в том, что в самом постановлении и в методических рекомендациях указана окраска по Папаниколау, другие виды окраски недопустимы. Если в лечебном учреждении будут окрашивать мазки по другим протоколам, допустим, по Романовскому, то оплата этой услуги будет под вопросом, как несоответствующей. А всем известно, что традиционные мазки — когда клетки просто наносят щеточкой на стекло — очень трудно окрасить по Папаниколау, потому что после нанесения на стекло они обязательно должны быть сразу же зафиксированы спиртовым спреем. Он есть не во всех гинекологических кабинетах, гинекологи к этому не привыкли, потому что ранее этого не делали.

Гинекологические мазки раньше красили по Романовскому?

Да, традиционные мазки красили по Романовскому – Гимзе. Их не надо было сбрызгивать спиртовым спреем, просто подсушивали на воздухе, и все было нормально с последующей окраской по Романовскому. Окраска по Папаниколау принята во всем мире, как наиболее информативная для скрининга РШМ. Но если мазок не зафиксирован спиртом или это сделано не сразу, то потом окраска по Папаниколау невозможна, то есть это риск получения большого количества неадекватных мазков. А вот жидкостная цитология снимает проблему фиксации. Щеточка с биоматериалом шейки матки сразу попадает в виалу, в спиртовой раствор, сразу фиксируется, и у гинеколога нет проблем, она знает, что все взяла правильно, все клетки зафиксированы. Биоматериал уедет в лабораторию, и цитолог каждую клеточку увидит.

«Каждую клеточку» — то есть и потери меньше, чем при традиционном методе?

При традиционном мазке, когда щеточку по стеклу проводят, часть клеток остается на щетке и утилизируется вместе с ней. А там могли быть единичные патологические клетки. Но когда мы работаем с жидкостной цитологией, каждая клетка смывается со щетки, попадает в виалу. Поэтому жидкостная цитология позволяет увидеть не просто ранние стадии рака, а ранние стадии предрака. Даже когда там единичные клеточки, цитолог это увидит и напишет в заключении. И клиницист, врач-гинеколог будет вести эту пациентку с учетом полученной информации.

Клетки в виале смываются с щеточки в раствор, а потом осаждаются центрифугированием, поэтому ни одна не теряется?

Да, внутри прибора EasyPrep находится центрифуга, в ней идет центрифугирование образцов в градиенте плотности. Там отделяются клетки эпителия от примесей — от слизи, от крови. Мы можем брать в работу виалы с чем угодно, в принципе даже с гелем после УЗИ, хотя не полагается после этого брать цитологию. Машина все очистит, и мы получим качественный препарат.

Но EasyPrep может использоваться и для подготовки негинекологических препаратов?

Вы правы, отдельно зарегистрированы наборы non-gyn, для негинекологического материала — это может быть материал молочной железы, щитовидной железы, асциты, плевриты, моча. При этом в прибор вы можете одновременно поставить и гинекологию и негинекологию, просто задав прибору разные протоколы.

А почему нужны разные протоколы?

Потому что гинекологические препараты больше очищаются в градиенте плотности, там не нужны фоновые элементы, нужны именно клетки. А негинекологические препараты меньше очищаются в градиенте, потому что цитологам важно видеть и фоновые элементы.

Где в России уже стоят приборы EasyPrep?

Эти системы уже работают в Центральной России, на Северо-Западе, в Сибири, на Кавказе. Пока на Дальнем Востоке нет, но мы над этим работаем. Интерес большой, именно к выявлению на ранних стадиях и к возможности окрашивать затем мазки по Папаниколау.


О впечатлениях от работы EasyPrep мы спросили у посетителей выставки.

— У нас нареканий нет, — говорит Марина Ефименко, руководитель отдела цитологии, врач клинической лабораторной диагностики ООО «Лаборатория Гемотест», одной из крупнейших лабораторий в России. Они в числе первых начали работать с системой EasyPrep. — На сегодня это один из самых востребованных приборов. И система нас устраивает, и качество мазков. Мы делаем на нем и препараты для дальнейшей окраски Папаниколау и на иммуноцитохимическое исследование, все по качеству хорошее. Мы начали делать жидкостную цитологию одними из первых в России, поэтому начинали с компанией BD. А теперь мы перешли на EasyPrep и довольны им.


Второй прибор, который «ИнтерЛабСервис» демонстрировал на Конгрессе РООП, — это платформа MassARRAY (производитель — компания Agena Bioscience), генетический масс-спектрометр, основанный на технологии MALDI-TOF. Эта технология позволяет детектировать выбранные локусы в материале любого типа, от биопсийного материала до FFPE. Ее преимущества — высокая точность и пропускная способность при низкой стоимости анализа. (Интервью с генеральным директором Agena Питером Дански на PCR.NEWS.)

Важная новость для потенциальных российских клиентов — система масс-спектрометрического анализа с модулем пробоподготовки «MassARRAY Analyzer with Chip Prep Module» прошла регистрацию в Росздравнадзоре. Теперь официально: MassARRAY является диагностическим прибором.

— Система MassArray была зарегистрирована, и ожидается получение регистрации набора на колоректальный рак, — рассказывает директор по маркетингу компании «ИнтерЛабСервис» Сергей Толмачев. — В набор включены все клинические значимые гены и мутации — 86 штук. Начинаем с колоректального рака, будем смотреть, как технология приживется в России, и со временем развивать масс-спектрометрическую генетику, в основном на ниве онкологии. Пока что в других областях это не так востребовано в России ввиду отсутствия стандартов и отсутствия финансирования под расширенные генетические исследования.

Какое место занимает масс-спектрометрия среди других методов генетического анализа?

Грубо говоря, Agena — это когда ПЦР уже слишком мало, а NGS слишком много. NGS часто дает избыточную информацию. Agena хорошо работает с десятками или сотнями мутаций, до 200–300 — чаще всего ее используют в Европе для обнаружения до 100 мутаций в одном образце. Наиболее интересные области в Европе — это онкология и жидкостная биопсия, а в Штатах — фармакогенетика. В России, я думаю, начнем с онкологии.

В панели есть варианты, которые дают возможность индивидуального подбора лечения?

Есть мутации, ассоциированные с развитием того или иного рака, и есть мутации, которые ориентируют на назначение того или иного препарата. Включены ли мутации, ассоциированные с препаратами — да, включены. Какие из этих препаратов поставляются в Россию — отдельный вопрос. Но все клинически значимые мутации для колоректального рака, которые описаны и сейчас рассматриваются на конференциях, в нашей панели есть.

Сколько приборов MassARRAY уже стоит по России?

Более десятка. В последнее время наблюдаются некоторые сложности с их поставками, но я думаю, что сейчас все разрешится ввиду того, что прибор получил регистрационное удостоверение. Надеюсь, что из-под санкционного давления он выйдет, потому что становится диагностическим.

Прибор уже могут приобретать клиники, лаборатории?

С появлением регистрационного удостоверения, надеюсь, онкологические центры смогут закупать данное оборудование. До этого нашими клиентами в основном были университеты, научные центры, в которых были совместные исследовательские программы с онкологическими диспансерами. Надеюсь, что сейчас появится официальная возможность финансирования клинических исследований со стороны Министерства здравоохранения РФ.

Я читала, что этот подход можно использовать и для неинвазивного пренатального тестирования, для выявления трисомий.

Технология НИПТ пока в Россию не поставляется. Будет ли возможность ее регистрации в ближайшие годы — посмотрим. Сейчас мы делаем упор на те наборы, производство которых возможно на территории РФ. Мы начинаем с колоректального рака. Много европейских компаний начинали в России с рака яичников, рака легкого. Не берусь сказать, насколько эти решения сейчас поставляются, но колоректальный рак — это ниша, наименее охваченная вниманием со стороны и ПЦР, и NGS. Преимущество Agena перед NGS понятно — нет избытка информации, проведение анализа и выдача результатов практически в тот же день. И, в отличие от NGS, где нужно набирать большое количество пациентов, при желании на Agena мы можем поставить восемь или даже меньше образцов, это не так серьезно бьет по себестоимости. Себестоимость исследования методом масс-спектрометрии в несколько раз меньше, чем у NGS.

А пренатальная диагностика неплохо справляется и без масс-спектрометрии?

Тут вопрос дискуссионный, об этом нужно спрашивать экспертов. Мое непрофессиональное мнение — есть скрининг и есть диагностика. Для скрининга масс-спектрометрия будет более востребованной, потому что там понятен экономический эффект и достаточно просто все это организовать. По моему скромному мнению, при скрининге достаточно смотреть три хромосомы: 21, 18 и 13. Если денег совсем не хватает, можно даже только две, 21 и 18. Идеальная ситуация, конечно, когда смотрят три хромосомы, себестоимость анализа при этом не сильно меняется.

То есть при массовых обследованиях у генетической масс-спектрометрии преимущество.

Вернемся к тому, с чего начали: почему в основном компании стараются начать с рака легкого, с колоректального рака или с рака молочной железы? Потому что чуть больше пациентов и чуть более понятная тема. Так же и с пренатальным скринингом. Если в диагностике нам нужно поставить диагноз, то в скрининге главные вопросы — цена, массовость и простота, надо быстро сказать «нет» или «возможно». Для этого NGS слишком дорогой инструмент, но технология масс-спектрометрии, по моему мнению, может быть востребована и в диагностике распространенных заболеваний, например, муковисцидоза.

Есть ли другие перспективные ниши для масс-спектрометрии в генетике?

В моем понимании пока это онкология. Фармакогенетика в России не распространена, это задел на будущее, хотя на Западе она активно внедряется. То же самое — генетическое типирование крови, HPA-типирование, тоже может быть интересно. Там уже ПЦР не хватает, а NGS — это как из пушки по воробьям.

 

Реклама. Рекламодатель Общество с ограниченной ответственностью Интерлабсервис  ИНН 7720263905

Добавить в избранное