Коротко

Диагностика Рынок и регулирование Молекулярная диагностика Тест-системы в клинике Сопроводительная диагностика Вирусология Онкология Рынок клинической диагностики Неврология Экспрессия генов Бактериология Государственное регулирование Геномика Генетика Et сetera Молбиология Клеточная биология Генная терапия CRISPR Редактирование генома Организация науки Персонализированная медицина PCR Репродуктивное здоровье Сердечно-сосудистые заболевания Биомаркеры Новые препараты Новые концепции Эпидемиология Наследственные заболевания Вакцины Терапия Фарма Российские компании Секвенирование Биоинформатика Иммунная система Гастроэнтерология Метаболизм Подготовка образцов Новые инструменты и оборудование Технологии Клинические исследования Методология эксперимента Инвестиции Иммунологические методы Микрочипы и мультиплексный анализ Финансирование исследований Микология COVID-19 Протеомика ИФА Иммунотерапия Мероприятия Паразитология Работа в биотехе Эпигенетика Образование Поможем друг другу! Масс-спектрометрия Избранное pcr

Международная команда ученых опубликовала сборку генома генетически улучшенной тилапии (Oreochromis niloticus) — одной из наиболее важных аквакультурных пресноводных рыб. Генетически улучшенная тилапия была получена по программе GIFT, инициированной некоммерческой исследовательской организацией WorldFish. Улучшенную рыбу получили с помощью скрещивания особей из множества разных популяций и отбора по улучшенному росту. В результате получилась тилапия, масса тела которой на 67–88% больше по сравнению с базовой популяцией.

Ученые собрали геном улучшенной тилапии на уровне хромосом, используя технологии 10x Genomics и PacBio, и проанализировали его, сопоставив с геномами двух родственных видов — O. mossambicus и O. aureus. Они описали интрогрессию между этими видами и O. niloticus, которая произошла в период выведения улучшенной тилапии. Так, в ее геноме обнаруживается более 11 Мб генетического материала O. mossambicus, в том числе гены, ассоциированные с иммунитетом и со скоростью роста.

Журнал Science рассказывает о необычном медицинском случае. Летом 2021 года 54-летний мужчина с неврологическими симптомами был доставлен в больницу в Северной Калифорнии, МРТ выявила новообразование в левой части его мозга, и его перевели в Медицинский центр Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UCSF). Биопсия головного мозга, метагеномное NGS спинномозговой жидкости и ПЦР показали, что это не опухоль, а редчайшая инфекция ЦНС, вызванная амебой Balamuthia mandrillaris. Инфекция мозга баламутией обычно приводит к летальному исходу.

Набор противопаразитарных, антибактериальных и противогрибковых препаратов пациенту не помог. Тогда медицинская команда нашла публикацию в журнале mBio за 2018 год, в которой описывались результаты скрининга более 2100 лекарств на эффективность против баламутии; эффективным оказался противомикробный препарат нитроксолин, разработанный в Европе. Врачам удалось получить разрешение FDA на использование этого препарата в экстренной ситуации. Таблетки безвозмездно предоставила компания из Шанхая Asieris Pharmaceuticals, разрабатывающая терапию рака мочевого пузыря с применением нитроксолина.

Уже через неделю лечения очаги поражения в мозгу уменьшились, в настоящее время пациент дома. Команда UCSF считает, что необходимо обеспечить доступность нитроксолина в любой точке страны, и отмечает важность быстрой диагностики редких инфекций с помощью метагеномного секвенирования.

Волки используют вой для дистанционного общения, обозначения территории и определения местоположения других волков. С собаками все сложнее. Считается, что некоторые породы воют часто, даже в ответ на посторонние звуки, другие же не воют вовсе. Международная группа ученых проиграла записи волчьего воя 68 породистым собакам и записала их реакцию.

Оказалось, что «древние» породы, наиболее близкие к волкам, воют в ответ значительно чаще, чем более «современные» породы, которые чаще лают. Более того, «воющие» породы также демонстрировали более высокие уровни стресса. Авторы предполагают, что собаки, генетически более близкие волкам, лучше понимают информацию, закодированную в волчьем вое. Интересно, что генетический эффект был показан только для собак старше пяти лет. Возможно, собаки старшего возраста испытывают больше страха. Также была показана связь с мужскими половыми гормонами, но для того, чтобы сделать окончательные выводы, данных было недостаточно.

Около 125 000 лет назад неандертальцы убивали европейских слонов. Это установили немецкие и нидерландские исследователи, изучавшие находки из местонахождения Ноймарк-Норд в Германии— угольной шахты, в которой были найдены отложения палеолитических озер, охватывающие весь период последнего межледниковья. Вымерший европейский прямобивневый лесной слон Palaeoloxodon antiquus — по генетическим данным, близкий родственник африканского слона. В то время он был самым крупным наземным животным, высотой в холке до 4 метров и весом до 13 тонн. В Европе лесные слоны жили одновременно с неандертальцами и более ранними популяциями гоминин, кости слонов находили на стоянках. Но было неясно, охотились ли на них древние люди или питались мясом умерших животных.

На костях десятков особей лесного слона из Ноймарк-Норда найдены многочисленные следы удаления мяса и расчленения скелета; кроме того, авторы отмечают необычный профиль смертности. Останки принадлежали почти исключительно взрослым особям, преимущественно самцам, а значит, скорее всего, это добыча охотников. Вероятно, самцы лесного слона, как и современных видов слонов, держались отдельно от стада, так что охотиться на них было менее опасно.

Мумификация — сложный процесс, о котором мы многого еще не знаем. Не существует почти никаких текстовых свидетельств того, что конкретно использовали специалисты Древнего Египта, чтобы предохранять тела от гниения. Но не так давно археологи совершили важное открытие — они нашли комнату, где проводили мумификации, а также подписанные емкости с остатками ингредиентов.

С помощью бормашины они отделили небольшие кусочки со внутренней части контейнеров и проанализировали их химический состав, используя газовую хроматографию – масс-спектрометрию. Анализ выявил следы животных жиров, пчелиного воска, растительных масел, битума, а также множества растительных смол. Некоторые из найденных материалов обладают противомикробными свойствами.

Многие сосуды имеют надписи с названиями ингредиентов, например, antiu или sefet, или более общими описаниями, например, «чтобы хорошо пахло» или «для головы». Слово antiu часто появляется в древнеегипетских источниках, и его обычно переводят как мирра. Но в этом случае в подписанном «antiu» сосуде были другие вещества, в основном кедровая смола. Возможно, этим словом обозначались все смолы. Слово sefet означало смесь кипарисовой или можжевеловой смолы и животного жира. В мастерской были и более экзотичные ингредиенты. Вероятно, их и выбирали благодаря их редкости. Все же мумификация была уделом богатых

На этой неделе в The Lancet Infectious Diseases вышли две работы посвященные мультирезистентной шигелле — бактерии, вызывающей дизентерию.

Первая работа описывает эпидемиологию мультирезистентной шигеллы в Англии. Здесь в сентябре 2021 года было отмечено 26 случаев инфекции, вызванной Shigella flexneri, которая несет плазмиду с геном устойчивости blaCTX-M-27, тогда как за предыдущие шесть лет их было всего 11. По результатам филогенетического анализа S. flexneri отнесли к серотипу 2a и все случаи 2021 года разделили на два кластера: S. flexneri 2a с расширенной и множественной устойчивостью. Пациенты были молодыми мужчинами; 13 из них заполнили опросник, при этом 10 идентифицировали себя как мужчин, практикующие секс с мужчинами.

Плазмида, обеспечивающая устойчивость, была в большой степени схожа с таковой у S. sonnei, которая также начала распространяться в Англии с сентября 2021 года, преимущественно среди МСМ. Авторы исследования отмечают, что до сих пор свидетельств передачи S. flexneri, несущей blaCTX-M-27, половым путем в Англии не было.

Вторая работа посвящена вспышке дизентерии в Сиэтле, США, которая происходила в 2017–2022 гг. Ученые проанализировали 171 случай инфекции; 78 пациентов были мужчинами, практикующими секс с мужчинами. В 84 случаях изоляты шигеллы оказались мультирезистентными. Изоляты бактерии принадлежали десяти клональным линиям S. flexneri и девяти клональным линиям S. sonnei. При этом среди разных популяций риска (МСМ, бездомные и др.) распространялись линии бактерии с различным профилем устойчивости, что делает возможным разработку таргетных рекомендаций по лечению.

Федерация лабораторной медицины объединила комитет новых молекулярно-биологических технологий, комитет по молекулярной диагностике инфекционных и неинфекционных заболеваний и комитет по медицинской генетике в комитет по молекулярно-биологическим исследованиям. Сопредседатели комитета — Елена Евгеньевна Баранова (кандидат медицинских наук, заведующая учебной частью на кафедре медицинской генетики ФГБОУ ДПО РМАНПО) и Герман Александрович Шипулин (зам генерального директора по научно-производственной деятельности ФГБУ «ЦСП» ФМБА России, руководитель Центра постгеномных технологий ЦСП ФМБА).

Ассоциация «Федерация лабораторной медицины» — объединение специалистов лабораторной медицины, производителей и дистрибьюторов лабораторного диагностического оборудования и расходных медицинских материалов. Ее задачи — разработка и экспертиза нормативной базы в сфере лабораторной медицины и обращения медизделий, защита прав и интересов членов профессионального сообщества, содействие профессиональному развитию и повышению квалификации персонала лабораторной службы России.

Гистотрипсия — это разрушение опухоли с помощью фокусированного ультразвука высокой интенсивности. У этого метода терапии есть и иммуностимулирующий эффект. До настоящего времени специалисты не понимали, как гистотрипсия активирует иммунный ответ.

Исследователи из США разрушили опухоль у одной мыши с помощью гистотрипсии, после чего часть этого материала гомогенизировали и вводили другой мыши. Гомогенат сработал почти как вакцина, защитив вторую мышь от развития генетически идентичного рака.

Авторы показали, что все дело в антигенах опухоли. Если клетка погибает в результате химиотерапии или радиации, эти антигены разрушаются. С другой стороны, ультразвук убивает раковые клетки, разрушая клеточные стенки и выпуская опухолевые антигены, которые и включают защитные системы организма.

Рецидивирующая инфекция Clostridioides difficile (CDI) приводит к снижению качества жизни, потере продуктивности, тревоге и депрессии. С июля 2017 г. по апрель 2020 г. в США и Канаде проходило рандомизированное клиническое испытание микробного препарата SER-109 против CDI. В рамках испытания не только оценивалась эффективность препарата, но также проводился анализ его влияния на качество жизни пациентов. Результаты этого анализа опубликованы в JAMA Network Open.

SER-109 — это оральный препарат, представляющий собой споры бактерий группы Firmicutes. В состав входят бактерии, способные конкурировать с клостридией и восстанавливать устойчивость кишечника к ней. В испытании приняли участие 182 пациента с CDI. Они принимали четыре капсулы SER-109 или плацебо ежедневно в течение трех дней, а затем получали антибиотики. Для оценки качества жизни использовался опросник Cdiff32. Пациенты заполняли его до лечения, через неделю и через восемь недель после начала лечения.

Доля участников, сообщивших об улучшениях в целом, была выше в группе препарата, чем в группе плацебо (66,3% против 48,4% через восемь недель). В группе SER-109 качество жизни становилось лучше уже через неделю, и оно не зависело от клинического исхода. В частности, пациенты сообщали об улучшениях ментального здоровья. Ученые связывают это обстоятельство с предположительной ролью микробиома в заболеваниях, связанных с осью кишечник-мозг.

Различные варианты CAR Т-клеточной терапии, нацеленной на антиген созревания В-клеток (BCMA), успешно применяются для лечения рецидивирующей или рефрактерной множественной миеломы. Проходит испытания даже аллогенная терапия миеломы CAR T клетками, полученными не от пациента, а от здорового донора, и подходящими для разных пациентов. Однако после терапии все еще происходят рецидивы, и необходимы новые мишени. В The Lancet Haematology опубликованы результаты фазы 1 клинического исследования POLARIS, проведенного в Китае. В нем использовали CAR Т-клетки, нацеленные на белок GPRC5D, — OriCAR-017.

В исследовании участвовали взрослые пациенты с рецидивирующей или рефрактерной множественной миеломой и подтвержденной экспрессией GPRC5D в плазматических клетках костного мозга. У двух из 12 пациентов заболевание быстро прогрессировало, десять человек получили различные дозы CAR Т-клеток OriCAR-017. Пять пациентов ранее проходили CAR T-терапию, нацеленную на BCMA. Медианная продолжительность наблюдения составила 238 дней. Ответ наблюдался у всех десяти пациентов, полный у шести, частичный у четверых.

Обнадеживающие результаты КИ еще одной CAR T-терапии множественной миеломы, нацеленной на GPRC5D (MCARH109), были опубликованы в сентябре 2022 года. Исследования финансировались Juno Therapeutics и Bristol Myers Squibb.