Коротко

Молодые ученые из лаборатории «Неорганические наноматериалы» Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» предложили новое антибактериальное, но при этом биосовместимое покрытие для имплантов. Результаты были опубликованы на прошлой неделе в Applied Surface Science.

В состав покрытия входят диоксид титана, серебряные наночастицы, гентамицин и гепарин. Наночастицы и антибиотик обеспечивают антимикробное воздействие, а гепарин не дает бактериям «прилипать» к поверхностям тканей, следовательно, антибактериальных веществ требуется меньше. Создатели покрытия считают, что его нанесение на имплант может предотвратить воспаление и отторжение.

Исследования in vitro показали, что покрытие биосовместимо и убивает до 99% антибиотикорезистентного штамма E. coli. Планируются преклинические испытания.

Франция объявила, что люди моложе 55, которые получили первую дозу вакцины против коронавируса AstraZeneca, должны получить вторую дозу любой доступной мРНК-вакцины, пишет Reuters.

В связи с повышенным риском тромбообразования при применении вакцины AstraZeneca, многие страны Европы приостановили ее использование. Однако Комитет по безопасности ЕМА опубликовал заявление о том, что вакцина безопасна и эффективна, и что преимущества превышают риски (подробнее — на PCR.news). После этого в некоторых странах использование вакцины AstraZeneca возобновилось.

Но другие страны, такие как Франция, применяют эту вакцину только для людей старше 55, ведь тромбооброзование происходило в основном у молодых людей. Как и Германия до нее, Франция рекомендует, чтобы людям моложе 55, которые получили первую дозу вакцины AstraZeneca, вводили вторую дозу любой доступной мРНК-вакцины.

Reuters отмечает, что это «значимое» решение, ведь клинические испытания поздних стадий для смешанных вакцин не проводились.

Сейчас, когда уже доступно несколько вакцин против SARS-CoV-2, исследователи занялись разработкой вакцины, которую было бы проще хранить и применять, заявляет NPR.

Зарегистрированные вакцины эффективны, но никто не назвал бы их идеальными. По мнению Деборы Фуллер, профессора микробиологии из Вашингтонского университета, идеальная вакцина должна действовать после одной дозы и быть стабильной при комнатной температуре. И было бы лучше, если пациент мог сам себя вакцинировать, без участия медработников.

Исследователи из компании Vaxart работают над оральной вакциной (подробнее — на PCR.news), а ученые из Университета Алабама в Бирмингеме с коллегами из Altimmune — над вакциной в виде назального спрея. Другие исследователи улучшают презентацию S-белка и добиваются лучшего иммунного ответа.

Николь Лури, стратегический советник в CEPI, заявила, что создание вакцины против SARS-CoV-2 за год — это триумф, но теперь разработчикам надо быть шустрыми и двигаться быстро.

В марте этого года Дания и ряд других стран Европы приостановили вакцинацию против COVID-19 препаратом Vaxzevria (AstraZeneca) из-за случаев тромбообразования, предположительно вызванных вакциной. Датские ученые проанализировали результаты долговременного опроса населения и сравнили отношение к вакцинации незадолго до и вскоре после событий с Vaxzevria. Оказалось, что возможные осложнения от препарата AstraZeneca не повлияли на намерения датчан: и до, и после случаев тромбообразования доля желающих привиться при первой возможности составила 89%. Однако вакцина AstraZeneca теперь воспринимается как значительно менее безопасная, чем вакцина Pfizer — второй препарат, широко использующийся в Дании. Особенно сильно разница в доверии к двум вакцинам проявлялась в группе людей, сомневающихся в том, что им нужно привиться от COVID-19.

Согласно заявлению Европейского медицинского агентства от 7 апреля, образование необычных сгустков крови с низким содержанием тромбоцитов должны быть занесены в список очень редких побочных эффектов Vaxzevria. При этом ЕМА подтверждает, что общая польза от вакцины перевешивает риски.

В JAMA Network Open опубликованы результаты геномного исследования клинических образцов от семи пациенток учреждения длительного ухода в США, инфицированных SARS-CoV-2. Значения порогового цикла при ПЦР-анализе образцов варьировало от 17 до 27, что говорит о высокой вирусной нагрузке. Вирусные геномы в этой группе отличались друг от друга менее, чем на три нуклеотидных замены. При этом сравнении их с референсным штаммом Wuhan-Hu-1 выявило 13–15 замен. Геномы отнесли к кладе 20С (к этой же кладе относится «калифорнийский» штамм коронавируса, ). Замена D614G в S-белке присутствовала во всех семи образцах. Другие мутации давали различия в 7–8 аминокислот на уровне белка. По оценкам ученых, аминокислотные замены K854N в S-белке и N36Y в ORF9b потенциально ассоциированы с изменениями функций белка и снижением инфекционности вируса.

Авторы письма, опубликованного в NEJM, проверили, действуют ли вакцины mRNA-1273 (Moderna) и NVX-CoV2373 (Novavax) против «калифорнийского» штамма SARS-CoV-2. Штамм, также известный как B.1.429, несет мутации в S-белке, что вызывает опасение в недостаточной эффективности индуцированных вакцинами нейтрализующих антител против него. Ученые работали с образцами сыворотки крови 14 реконвалесцентных индивидов, 26 реципиентов Moderna и 23 реципиентов Novavax. Нейтрализующую активность сыворотки тестировали на псевдовирусах, имитирующих «калифорнийский» и «южноафриканский» (B.1.351) штаммы, а также SARS-CoV-2 с единственной мутацией в S-белке (D614G) для сравнения. По результатам исследования, вакцины Moderna и Novavax дают нейтрализующие антитела против штамма B.1.429, но эффективность их против B.1.351 вызывает сомнения.

Штамм коронавируса B.1.1.7 теперь самый распространенный в США, сообщает телеканал CNN.

Как заявила руководитель федеральных Центров по контролю и профилактике заболеваний США Рошель Валенски во время брифинга группы реагирования на COVID-19, согласно их последним наблюдениям и оценкам, B.1.1.7 — самый распространенный штамм, циркулирующий в Соединенных Штатах в настоящее время.

Штамм B.1.1.7 впервые был идентифицирован в Великобритании, о его открытии объявили в декабре 2020 года. Согласно последним данным, этот штамм более заразный и, вероятно, связан с более высоким риском смерти. Ранее на этой неделе CNN сообщил, что B.1.1.7 обнаружили во всех 50 штатах США.

Несмотря на ускорение вакцинации (уже 3 миллиона доз в день), в США наблюдается прирост в числе новых случаев. Не помогает и тот факт, что штамм B.1.351, идентифицированный в ЮАР, уже был выявлен в 36 юрисдикциях США.

Ученые ЮАР, США и Китая предложили модифицировать эвкалипт таким образом, чтобы он не распространял пыльцу и семена. Это предотвратит выход эвкалипта за пределы плантаций и потенциальный вред для экосистем. Ученые работали с гибридом Eucalyptus grandis x urophylla и линиями эвкалипта, оверэкспрессирующими локус цветения Flowering Locus T (FT). С помощью системы CRISPR-Cas9 авторы внесли мутации, вызывающие потерю функции, в регуляторный ген ELFY — ортолог LFY, одного из генов цветения. Биаллельный нокаут гена происходил с высокой частотой. Модифицированные растения демонстрировали значительные нарушения цветения: образование стерильных органов, напоминающих цветы, либо полное отсутствие цветов. При этом нокаут ELFY не оказывал значимого эффекта на рост эвкалипта и морфологию листа. Работа опубликована в Plant Biotechnology Journal.

На прошлой неделе 15 миллионов доз вакцины Johnson & Johnson пришлось уничтожить, так как они были загрязнены вакциной AstraZeneca. Еще 62 миллиона доз вакцины J&J и 70 миллионов доз вакцины AstraZeneca необходимо проверить, пишет New York Times.

Загрязнение произошло на заводе фирмы Emergent BioSolutions в Балтиморе, США. Эта фирма еще восемь лет назад заключила с правительством США контракт на производство вакцин в случае пандемии. Согласно New York Times, Emergent BioSolutions не удалось продемонстрировать готовность к массовому производству еще до распространения COVID-19, но у США просто не было выбора, так как всего несколько заводов могут выпускать вакцины J&J и AstraZeneca.

Теперь на заводе провели аудит силами J&J, AstraZeneca и регулирующих органов правительства США. Результаты удручают: выявлены отклонения от стандартов производства, ошибки, которые привели к массовой гибели клеток, производящих вакцину, недостаточная подготовка персонала и даже плесень.

Администрация президента Байдена приняла решение, что производство возьмет под свой контроль J&J, которая будет пока выпускать только свою вакцину.

В The Lancet Psychiatry опубликованы результаты ретроспективного исследования неврологических и психиатрических последствий COVID-19. Авторы проанализировали данные 236 379 пациентов с подтвержденной коронавирусной инфекцией. Частота неврологических или психиатрических диагнозов в течение шести месяцев с момента подтверждения COVID-19 составила 33,62%, при этом 12,84% индивидов впервые получили такой диагноз. Среди пациентов, госпитализированных с COVID-19 в ОРИТ, эти показатели составили 46,42% и 25,79%. Чаще всего регистрировались тревожное расстройство (17,39% пациентов) и расстройства настроения (13,66%). Инсульт и деменция чаще встречались у пациентов, тяжело переболевших COVID-19. Неврологические и психиатрические диагнозы ставились чаще пациентам с COVID-19, чем пациентам с гриппом и другими респираторными инфекциями в тот же период. Это может говорить о специфическом влиянии COVID-19 на нервную систему. Работа подтверждает результаты исследований, проведенных ранее другими авторами на меньших выборках.