Коротко

Диагностика Рынок и регулирование Молекулярная диагностика Тест-системы в клинике Сопроводительная диагностика Вирусология Онкология Рынок клинической диагностики Неврология Экспрессия генов Бактериология Государственное регулирование Геномика Генетика Et сetera Молбиология Клеточная биология Генная терапия CRISPR Редактирование генома Организация науки Персонализированная медицина PCR Репродуктивное здоровье Сердечно-сосудистые заболевания Биомаркеры Новые препараты Новые концепции Эпидемиология Наследственные заболевания Вакцины Терапия Фарма Российские компании Секвенирование Биоинформатика Иммунная система Гастроэнтерология Метаболизм Подготовка образцов Новые инструменты и оборудование Технологии Клинические исследования Методология эксперимента Инвестиции Иммунологические методы Микрочипы и мультиплексный анализ Финансирование исследований Микология COVID-19 Протеомика ИФА Иммунотерапия Мероприятия Паразитология Работа в биотехе Эпигенетика Образование Поможем друг другу! Масс-спектрометрия Избранное pcr et сetera Российские новости Медицина crispr МД-2023 Органоиды

Американские исследователи проанализировали связь между микробиомом спермы и ее параметрами. Образцы отбирали у 73 мужчин, обратившихся в медицинский центр за консультацией по вопросам фертильности или перед вазэктомией (если у них уже были дети).

Анализ показал, что бактерия Lactobacillus iners, возможно, отрицательно влияет на фертильность. Если у мужчины в сперме содержалось много этих бактерий, то у него чаще были проблемы с подвижностью сперматозоидов. L. iners вырабатывает L-молочную кислоту, что может стать причиной образования провоспалительной среды и отрицательно повлиять на подвижность сперматозоидов. Ранее эту бактерию уже связывали со снижением фертильности. Pseudomonas fluorescens и Pseudomonas stutzeri чаще встречались у мужчин с аномальной концентрацией сперматозоидов, а Pseudomonas putida у таких мужчин встречалась реже. Полученные данные согласуются с результатами ранее проведенных небольших исследований.

Недавно выяснилось, что исследователь из Пекина загрузил почти полную последовательность вируса SARS-CoV-2 в базу данных Национальных институтов здравоохранения за две недели до того, как эти данные стали доступны всему миру.

На дату загрузки последовательности обратил внимание вирусолог Джесси Блум из онкологического исследовательского центра Фреда Хатчинсона в Сиэтле. Согласно документам Министерства здравоохранения и социальных служб США, последовательность вируса загрузили в базу 28 декабря 2019 года. Пекин передал эту последовательность ВОЗ 11 января 2020 года — с момента, когда ученый из Института биологии патогенов в Пекине секвенировал вирус, прошло две недели. В этот период китайские чиновники по-прежнему называли вспышку заболевания в Ухане «вирусной пневмонией с неизвестной причиной». Промежуток между секвенированием вирусного генома и предоставлением этих данных ВОЗ мог стать ключевым периодом в борьбе с пандемией, в течение которого международное медицинское сообщество пыталось оценить и отреагировать на растущую угрозу.

По заявлению Кэти Макморрис Роджерс, председательницы Комитета по энергетике и торговле Палаты представителей США, это показывает, что США «не могут доверять ни одному из так называемых "фактов" или данных, предоставленных Коммунистической партией Китая, и ставят под серьезное сомнение обоснованность любых научных теорий, основанных на такой информации». Китай же продолжает защищать свою позицию в отношении исследования вируса и методов борьбы с ним. «Китай постоянно совершенствует меры реагирования на COVID, опираясь на научные данные, чтобы сделать их более направленными. Китайская политика реагирования на COVID основана на достижениях науки, эффективна и соответствует национальным реалиям Китая», — заявил представитель китайского посольства.

Гинекомастия — увеличение размера груди у мужчин, не связанное с лишним весом, — довольно распространенное явление. Обычно она связана с нарушением гормонального баланса и может развиться в любом возрасте. Однако чаще всего гинекомастия проявляется во время гормональных перестроек — в неонатальный период, в переходном возрасте или в старости. В старости гинекомастия часто сопровождается еще и набором веса. Ранние исследования показали связь этого состояния с повышенными риском для здоровья, но пока неясно, связано ли оно с риском смерти. Этот вопрос прояснили датские ученые в статье, опубликованной в BMJ Open.

Данные о 23 429 мужчинах, которым поставили диагноз «гинекомастия» с 1 января 1995 года по 30 июня 2021 года, были взяты из датской базы данных. Контролей было 117 145, всего 140 574 человека. Людей с гинекомастией разделили на две группы — с идиопатической гинекомастией (причина неизвестна) и с известным предшествующим диагнозом, который мог бы объяснить состояние.

До конца исследуемого периода скончались 12 676 (9%) человек. Среди людей с гинекомастией умерло около 7% человек с идиопатическим состоянием и 21% человек с другими факторами риска. В контрольной группе скончалось 9% мужчин. Всего в группе с гинекомастией риск смерти был на 37% выше. Однако если рассматривать подгруппы по отдельности, картина меняется. Существование предшествующих диагнозу факторов риска значительно увеличивает риск смерти: рак — на 75%, сосудистые заболевания — на 61%, заболевания легких — в два раза, а заболевания кишечника — в пять раз. Неврологические заболевания были ассоциированы с меньшим на 29% риском. Риск для мужчин с идиопатической гинекомастией в целом не был повышен.

Хорошо известны физические симптомы отмены антидепрессантов — беспокойство, утомляемость, потливость. Однако не до конца понятно, как отмена влияет на эмоциональное состояние и его взаимодействия с другими людьми. Есть свидетельства того, что эти стороны жизни также страдают, особенно при внезапном отказе от препарата вместо постепенного снижения дозы. Британские исследователи провели интервью с 20 людьми, которые перестали принимать ингибиторы обратного захвата серотонина в течение последнего года.

Опрос показал, что отмена препаратов сильно повлияла на жизнь людей. Так, их часто захлестывали эмоции, они получали меньше удовольствия от социальных взаимодействий, чувствовали себя отстраненно и испытывали меньше эмпатии по отношению к другим людям. Социальные ситуации становились «обязаловкой». При этом такое состояние могло длиться месяцами. По словам исследователей, в некоторых случаях симптомы были настолько тяжелыми, что близкие пациентов просили их продолжить принимать препараты. Сами же пациенты жаловались на отсутствие поддержки со стороны их врачей. Однако были сообщения и о положительных изменениях — некоторые респонденты говорили, что их эмоции вернулись к норме (после «притупленного» ощущения, вызванного препаратами). Также им стало легче вспомнить приятные события или переживания. Среди положительных физических симптомов они отмечали потерю веса.

Аутофагия — переваривание клеткой собственных ненужных компонентов — усиливается в раковых клетках по сравнению со здоровыми. Есть предположение, что подавление аутофагии может стать основой для разработки противораковых препаратов, однако результаты почти 20 клинических испытаний ингибиторов аутофагии оказались неубедительными. В то же время был установлен интригующий факт: ингибиторы аутофагии лучше действовали у курильщиков.

Понятно, что курение невозможно рекомендовать в качестве противоракового средства. С другой стороны, в крови курильщика повышается уровень угарного газа СО, связанного с гемоглобином, а СО известен как индуктор аутофагии. Авторы статьи, опубликованной в декабре в Advanced Science, давали мышам с опухолями поджелудочной железы и простаты питьевую пену с угарным газом, содержащую ингибитор аутофагии гидроксихлорохин. Рост и прогрессирование опухолей по сравнению с контролем значительно замедлялись. Сочетание монооксида углерода с ингибиторами аутофагии также подавляло рост раковых клеток простаты, легких и поджелудочной железы человека в культуре.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в среду состоится встреча под названием «Подготовка к болезни X».

Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения, представители компании AstraZeneca и конгломерата Philips и другие участники обсудят, какие новые усилия необходимы для борьбы с «болезнью X». Этот термин ВОЗ предложила в феврале 2018 года для обозначения гипотетического неизвестного патогена, который может вызвать будущую эпидемию. Представление о неизвестном патогене должно способствовать более гибкому планированию и более успешному реагированию на новую угрозу. Это жизненно важный вопрос, так как пандемии чаще всего вызываются именно новыми возбудителями. В ноябре 2022 года ВОЗ привлекла более 300 ученых для обновления списка приоритетных патогенов, способных вызвать локальные вспышки и пандемии; болезнь Х входит в этот список.

«Форбс» отмечает, что новость о встрече в Давосе уже вызвала волну обсуждений в соцсетях и всплеск конспирологических теорий о «подготовке нового локдауна» и «организации пандемий». Исполнительный директор Программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майкл Райан объясняет, что список приоритетных заболеваний ВОЗ включает известные патогены, такие как COVID-19, геморрагические лихорадки Крым-Конго, Эбола, Марбург, лихорадку Ласса, ближневосточный респираторный синдром (MERS), тяжелый острый респираторный синдром (SARS-1) и др. Гипотетическая болезнь Х идет в списке последним пунктом.

Доктор биологических наук, профессор Борис Савельевич Народицкий, главный научный сотрудник и руководитель отдела генетики и молекулярной биологии бактерий НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава России, зам директора по научной работе Института вирусологии им. Д.И. Ивановского, скончался 10 января в возрасте 82 лет.

Борис Народицкий был одним из ведущих разработчиков платформы, на которой сделана вакцина «Спутник V». Так, в НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи были созданы вакцины «ГамЭвак» и «ГамЭвак Комби» против лихорадки Эбола, которые содержали векторы на основе живого аттенуированного вируса везикулярного стоматита (VSV) и дефектного по репликации аденовируса подтипа 5 (Ad5), экспрессирующих ген GP вируса Эбола. Борис Народицкий был и соавтором работ по «Спутник V» (Гам-КОВИД-Вак)

«Для меня это громадная потеря, я никогда не скрывал, что по всем научным проблемам и научно-организационным вопросам советовался с ним», — сказал в комментарии для РИА Новости директор НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург.

Желудочковые аритмии — причина внезапной сердечной смерти, и существует острая потребность в методах их лечения. Ученые из США разработали инъецируемый гидрогелевый электрод, который позволяет гораздо точнее стимулировать целевой участок, чем используемые в настоящее время способы кардиостимуляции. Такой электрод должен обеспечивать стимуляцию сердца из сердечных вен, куда он будет доставляться при помощи катетера.

Для создания электрода исследователи выбрали материал, похожий по жесткости на сердечную мышцу, — диакриламид полиэфир-полиуретана (PEUDAm). Проводимость полимера обеспечили при помощи реакции с акрилоилхлоридом, и в полученном гидрогеле она более чем в два раза превышала показатели целевого миокарда. Это позволяет создать проводящую магистраль, подобную волокнам Пуркинье.

Разработанный гидрогелевый электрод авторы работы испытали на свиньях. Чтобы смоделировать повреждения сердца, они проводили абляцию на эпикарде вблизи межжелудочковых вен (глубину образующегося рубца подтверждали при посмертном вскрытии). Подтвердив нарушение проводимости в сердце с помощью электрокардиографии (ЭКГ), ученые вводили в межжелудочковые вены гидрогелевый электрод. Электроанатомическое картирование показало, что стимуляция при помощи электрода увеличила площадь активации ткани, а фронт волны активации достигал средней части миокарда и эндокарда гораздо раньше, чем при точечной электростимуляции.

Большинство полногеномных поисков ассоциаций (GWAS) большого депрессивного расстройства (БДР) проводилось на выборках европейского происхождения. Теперь же международный коллектив ученых проанализировал данные, полученные на людях разных этнических групп, и нашел 53 новых локуса, значимо ассоциированных с этим расстройством.

Исследователи включили в анализ данные из 21 когорты, содержащей 88 316 пациентов с депрессией и 902 757 здоровых контролей. В выборку вошли 36% образцов африканского, 26% восточноазиатского, 32% латиноамериканского и 6% южноазиатского происхождения. Затем ученые дополнили эту выборку 258 364 случаями БДР у лиц европейского происхождения.

Проведя метаанализ с учетом происхождения, авторы работы выявили два новых локуса — 2q24.2 и 6p15. В группе латиноамериканцев варианты в 2q24.2 были ассоциированы с депрессией. В выборках африканского происхождения были связаны с БДР варианты в локусе 6q16, однако эта ассоциация требует дальнейшего подтверждения. Тем не менее, отмечают ученые, она биологически правдоподобна — ведущий вариант был связан с экспрессией меланинконцентрирующего гормона (MCHR2) в тканях коры головного мозга. Исследователи также сравнили данные в группе с различным происхождением и у европейцев и выделили 155 локусов, значимо связанных с БДР во всех вариантах происхождения. Всего в ходе исследования авторы выявили 160 ассоциированных локусов, причем для 53 из них связь с большим депрессивным расстройством ранее не была показана.

Исследование, опубликованное в журнале Molecular Psychiatry, показало, что женщины с аутоиммунными заболеваниями чаще страдают от депрессии во время беременности и после родов. И наоборот, женщины с перинатальной депрессией в анамнезе имеют более высокий риск развития аутоиммунных заболеваний.

Авторы работы изучили данные женщин, родивших детей на территории Швеции с 2001 по 2013 годы. Всего в анализ вошли 815 000 женщин и 1,3 млн беременностей. Примерно у 55 000 женщин диагностировали депрессию во время беременности или в течение года после рождения ребенка. Исследователи посмотрели, как часто у этих женщин выявляли аутоиммунные заболевания (всего проверяли 41 диагноз). В качестве дополнительных контролей влияния генов и окружения в детстве брали сестер этих женщин.

Двунаправленный эффект был показан между перинатальной депрессией и аутоиммунным тиреоидитом, псориазом, рассеянным склерозом, язвенным колитом и целиакией. В целом женщины с аутоиммунными заболеваниями на 30% чаще страдали от перинатальной депрессии, а у женщин с перинатальной депрессией на 30% чаще выявляли аутоиммунные заболевания. Наиболее сильную связь показали для рассеянного склероза — в этом случае риск повышался в два раза. Также сильнее риск проявлялся у женщин без предшествующих психиатрических диагнозов. Авторы предполагают, что в развитие перинатальной депрессии могут быть вовлечены иммунологические механизмы, а аутоиммунные заболевания следует рассматривать как факторы риска депрессии во время и после беременности. В рамках исследования не было возможности выявить причинно-следственную связь.