Упражнения для молодости мозга и другие новости недели

На родительскую заботу у хомячков влияют клетки надпочечников, а на чувство справедливости у человека — микробиом. О новом безопасном анальгетике, новых и старых биомаркерах и многом другом — в воскресном обзоре.

Рак молочной железы

1. Девочки с повышенной массой тела имеют более низкий риск развития рака молочной железы из-за уменьшения маммографической плотности груди. К такому выводу пришли ученые из Бристольского университета с коллабораторами. С помощью полногеномного поиска ассоциаций и менделевской рандомизации они показали, что высокий уровень жировой массы до начала полового созревания, вероятно, ведет к образованию меньшего количества фиброграндулярной ткани в груди и тем самым снижает риск развития рака, который берет начало в плотной фиброграндулярной ткани, а не в жировой. Первый автор статьи Марина Вабисцевиц подчеркивает, что повышение массы тела не следует рассматривать как профилактику РМЖ, но понимание природных механизмов защиты может указать на новые цели для медицинского вмешательства.

2. Ученые из Китая сообщили о новом прогностическом маркере РМЖ. Ген RPGRIP1L кодирует белок, вовлеченный во множество физиологических процессов. Авторы изучили образцы карцином молочной железы и установили, что в них была повышена экспрессия RPGRIP1L по сравнению с нормальной тканью. У пациенток с инвазивным раком более высокий уровень экспрессии коррелировал с меньшей продолжительностью жизни и рядом неблагоприятных признаков, таких как положительный статус по рецептору эпидермального фактора роста HER2 и эстрогеновому рецептору ER, возраст старше 60 лет, размер опухоли Т2. Около 50 генов и 15 белков оказались связаны с RPGRIP1L, в большей степени они участвуют в пролиферации Т-клеток, иммунном ответе, активности цитокинов и регуляции метаболизма. Ученые установили, что абрин (природный ингибитор рибосом), галлат эпигаллокатехина, гентамицин и третиноин способны снижать экспрессию RPGRIP1L.

Другие онкозаболевания

3. Циклин D1, белок из семейства циклинов, регулирует переход между фазами в клеточном цикле. Бразильские ученые оценили его экспрессию у пациентов с раком полового члена (100 человек) и провели поиски ассоциаций с другими клиническими признаками. Экспрессия циклина D1 коррелировала с высокозлокачественными опухолями, инфильтративным характером инвазии (опухоль растет быстро и беспорядочно), гистологическим классом G3, саркоматоидной трансформацией и периневральной инвазией. Отсутствие экспрессии циклина D1 было связано с ВПЧ-положительным гистологическим подтипом. Авторы подчеркивают, что для утверждения циклина D1 в качестве биомаркера рака полового члена необходимы дальнейшие исследования.

4. Ученые из Оксфорда исследовали ассоциации 1463 белков протеома плазмы с 19 видами рака у участников UK Biobank (более 44 тысяч человек, у 4900 развился рак). Они выявили 371 белок, связанный с онкозаболеваниями. Средний срок наблюдения составлял 12 лет. При этом 107 белков было обнаружено в крови, взятой более чем за семь лет до постановки диагноза, а 182 белка предупреждали об онкозаболевании за три года. Гормон GDF15, регулирующий стресс, а также тошноту у беременных, ассоциирован с повышенным риском восьми видов рака: печени, гортаноглотки, ЖКТ и крови. Матриксная металлопротеиназа MMP12 связана с повышенным риском рака толстой кишки, легких и неходжкинскими лимфомами.

Микробиом и мозг

5. Ученые из Франции и Германии исследовали роль оси «микробиом-кишечник-мозг» в социальном поведении людей. Добровольцы сыграли в денежную игру, а затем в течение семи недель принимали симбиотическую добавку, содержащую инулин и пробиотические бактерии Bifidobacterium lactis, Lactobacillus animalis, L. casei, L. salivarius и Lactococcus lactis, либо плацебо. По окончании снова провели игру. Прием симбиотика повлиял на отношение к предложению разделить денежную сумму не поровну: игроки стали чаще отказываться от своей малой доли, чтобы противник не получил большую. С точки зрения экономики такой выбор нерационален — лучше получить хоть что-то, чем не получить ничего, однако «альтруистическое наказание» нечестного партнера может казаться более привлекательным, чем небольшая денежная награда. Авторы предполагают, что изменения в социальном поведении происходит из-за уменьшения в сыворотке крови концентрации тирозина — предшественника дофамина —у испытуемых, принимавших биодобавку.

Подробнее — на PCR.NEWS

Маркеры пуповинной крови

6. Бельгийские ученые проанализировали протеомы пуповинной крови 288 младенцев в поисках связей с физическими характеристиками ребенка. С массой тела при рождении и коэффициентом массы тела (вес при рождении, деленный на эталонный вес при рождении) значимо связаны повышенные уровни белков афамина и SFRP4 и пониженные уровни CELSR2, EPHA4, SLITRK1, TCN1 и UNC5D. В возрасте 4–6 лет CELSR2, EPHA4, SLITRK1 и UNC5D были отрицательно связаны с весом и ИМТ, EPHA4, SLITRK1 и UNC5D — с окружностью талии, афамин — с более низкой вероятностью избыточного веса. Стрессовые факторы могут влиять на протеом пуповинной крови, а он, в свою очередь, может иметь долгосрочное влияние на рост и развитие ребенка. Авторы подчеркивают, что предстоит еще много исследований, прежде чем можно будет использовать полученные данные в клинической практике.

Волчанка

7. Системная красная волчанка (СКВ) — аутоиммунное заболевание с выраженной клинической гетерогенностью, рецидивами и ремиссиями и высокими титрами антител к различным аутоантигенам. Этиология СКВ все еще неизвестна, но одноклеточное секвенирование выявило уникальные транскрипционные сигнатуры для интерферонов. Авторы исследования, опубликованного в Cell Reports Medicine, проанализировали образцы плазмы/сыворотки крови 191 пациента с СКВ, чтобы соотнести сигнатуры интерферонов с клиническими признаками. Большинство участников делились на четыре группы: с повышенным IFNI (у них чаще наблюдаются кожные проявления болезни), с сочетанием повышенных IFNI, IFNII и IFNIII (тяжелые системные поражения почек и суставов), с сочетанием повышенных IFNII и IFNIII (умеренное течение) и с нормальным уровнем интерферонов. У 64% исследованных пациентов сигнатура интерферонов никак не связана с клиническими проявлениями волчанки (цитопения, серозит, антифосфолипидный синдром). Вероятно, в проявлении этих симптомов задействованы другие механизмы.

Маркеры сердечно-сосудистых заболеваний

8. Международный коллектив ученых оценил прогностическую значимость доступных сердечно-сосудистых маркеров — сердечного тропонина-I, тропонина-T, пропептида N-концевого натрийуретического гормона В-типа, натрийуретического пептида B-типа и С-реактивного белка. В исследование включили 165 054 пациентов (медианный возраст 53,1, 52,4% — женщины). За время наблюдений (средняя продолжительность около 12 лет) было зафиксировано 17 211 случаев атеросклеротических ССЗ, при этом все биомаркеры были достоверно связаны с возникновением заболевания. Добавление исследуемых маркеров к известным факторам риска сильнее всего улучшило прогнозирование вторичных исходов — сердечной недостаточности и смерти.

Клинические исследования

9. Гипертрофическая кардиомиопатия встречается примерно у одного из 500 человек и часто становится причиной внезапной смерти молодых спортсменов. При обструктивной форме заболевания (ОГК) нарушается отток крови из левого желудочка, что приводит к повышению внутрисердечного давления и затрудняет тренировки. Препарат афикамтен, селективный ингибитор сердечного миозина, способствует оттоку крови и уменьшению внутрижелудочкового давления. Команда под руководством ученых из Орегонского университета науки и здравоохранения провела клинические испытания 3 фазы лечения ОГК афикамтеном. В опытной группе 142 пациента принимали препарат в начальной дозе 5 мг и максимальной 20 мг в течение 24 недель; дозу корректировали с учетом эхокардиографии. В группу плацебо включили 140 человек. Ученые измеряли уровень кислорода в крови участников, когда они занимались на беговой дорожке или велотренажере. У принимающих афикамтен максимальное потребление кислорода увеличилось на 1,8 мл/кг*мин, а в группе плацебо осталось прежним. Рост потребления кислорода помог пациентам легче переносить нагрузки. Побочные эффекты были схожими в обеих группах.

10. Одной из важнейших проблем в здравоохранении считается безопасное и эффективное обезболивание. Передозировка парацетамола вызывает острое печеночное повреждение, хронический прием нестероидных противовоспалительных средств — нефротоксичность и поражение ЖКТ, опиоиды — зависимость. Авторы статьи в Scientific Reports сообщили о новой малой молекуле SRP-001, неопиоидной и негепатотоксичной. Не было зафиксировано ни одной смерти мышей, получивших SRP-001, в то время как мыши, получившие парацетамол, гибли дозозависимо. SRP-001, как и парацетамол, эффективно анальгезирует, сходным образом изменяя экспрессию генов, вовлеченных в болевые сигнальные пути. Ученые провели фазу 1 клинических испытаний на 42 добровольцах. Препарат хорошо переносился без серьезных побочных эффектов и физиологических нарушений.

Родительское поведение

11. Команда под руководством исследователей из Колумбийского университета (Нью-Йорк) опубликовала статью в Nature о новом типе клеток в надпочечниках берегового хомячка Peromyscus polionotus subgriseus. Эти клетки влияют на родительское поведение. Авторы статьи сравнили два близкородственных вида — берегового хомячка и оленьего хомячка Peromyscus maniculatus. Эти виды разошлись всего 20 тысяч лет назад, однако в половом поведении уже видны отличия: для оленьего хомячка характерен промискуитет, а береговой хомячок моногамен, и его самки активнее заботятся о потомстве, например, возвращают расползающихся детенышей в гнездо. В корковом слое надпочечников берегового хомячка есть клетки особого типа, экспрессирующие фермент AKR1C18, который превращает прогестерон в 20α-гидроксипрогестерон. Авторы попробовали вводить 20α-гидроксипрогестерон оленьим хомячкам, и увидели, что они стали больше опекать своих детенышей (а вот половое поведение не изменилось). Таким образом, эволюционное изменение родительского поведения может формироваться за счет клеток вне мозга.

Подробнее — на PCR.NEWS.

Антибиотики

12. При сепсисе врачи назначают антибиотик широкого спектра пиперациллин/тазобактам, обладающий антианаэробной активностью против бактерий ЖКТ. Если его нет, то используют цефепим, который не действует на большинство кишечных бактерий. Было отмечено, что при приеме пиперациллин/тазобактама неблагоприятные исходы случаются чаще. Ученые выяснили, какой препарат лучше работает при сепсисе. Они изучили медицинские карты 7569 пациентов, получавших при сепсисе ванкомицин/пиперациллин/тазобактам (4523 человека) либо ванкомицин/цефепим (3046), и оценили 90-дневную выживаемость. Лечение пиперациллин/тазобактамом ассоциировалось с увеличением абсолютной смертности на 5%, уменьшением количества дней без органной недостаточности на 2,1 дня, дней без вентиляции легких — на 1,1 и дней без сосудосуживающих препаратов — на 1,5. Авторы заключают, что широкое применение антианаэробных антибиотиков при сепсисе может быть вредным и ненужным при наличии более узких аналогов.

Физическая активность и старение

13. Физическая активность «омолаживает» микроглию мышей. Авторы из Австралии установили, что бег в колесе изменил экспрессию 90% маркеров старения, приблизив ее к «молодому» варианту. Также при старении в мозге накапливаются Т-клетки, а упражнения предотвращают и (или) уменьшают инфильтрацию гиппокампа Т-клетками. Авторы заключают, что физические нагрузки может быть полезной для предотвращения или даже обращения вспять возрастной деградации гиппокампа и поддержания здоровья нейронов за счет изменения транскрипционного профиля клеток.

Подробнее — на PCR.NEWS.

Расстройства аутистического спектра

14. Китайские ученые исследовали связь дофаминергического сигналинга и раннего развития расстройства аутистического спектра. В опыте с рыбками данио они нарушали дофаминергический сигналинг антоганистами дофамина в период с 8 часов после оплодотворения до 5 дней после оплодотворения. Это привело к нарушению специализации нейронов, нейронных цепей и возникновению поведения, сходному с аутистическим. Возможно, дофаминергическая передача сигналов влияет на развитие нейронов через интегрины. Систематический анализ данных транскриптома человека обнаружил корреляцию между изменениями в дофаминергическом сигналинге и проявлением нейронных нарушений при аутизме. Воздействие на дофаминергический сигналинг может быть использовано для лечения РАС, предполагают авторы.

15. Ambry Genetics и Pacific Biosciences в три ближайших года секвенируют до 70000 полных геномов человека в рамках консорциума по изучению редких заболеваний GREGoR (Genomics Research to Elucidate the Genetics of Rare Diseases), финансируемого Национальными институтами здравоохранения. Ambry, дочерняя компания Realm IDx, обеспечивает клиническое геномное тестирование, PacBio — свою технологию длинных прочтений, включающую данные о метилировании. Будут секвенированы образцы пациентов, для которых геномный анализ ранее не дал результатов. Цель инициативы — лучшее понимание биологии редких заболеваний.