Эпигенетические часы у человека удалось отвести назад

Терапия коктейлем из трех лекарственных препаратов в течение года привела к регенерации ткани тимуса, омоложению иммунной системы и самое неожиданное — к обратному ходу эпигенетических часов организма. Мужчины-добровольцы эпигенетически омолодились на два с половиной года.

Olena Yakobchuk | Shutterstock.com

Впервые в небольшом клиническом исследовании специалисты обратили вспять старение организма, заставив идти обратно эпигенетические часы. Собственно, клиническое исследование TRIIM (Thymus Regeneration, Immunorestoration, and Insulin Mitigation) было направлено на гораздо более скромную задачу. Компания Intervene Immune при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе собиралась проверить безопасность использования гормона роста для регенерации ткани тимуса (вилочковой железы), которая с возрастом деградирует, замещаясь жировой тканью. Но в ходе исследования, результаты которого опубликованы в журнале Aging Cell, было получено первое клинически доказанное омоложение человека.

Тимус очень важен для работы иммунной системы, именно в нем происходит созревание и специализация лимфоцитов. Инволюция тимуса при старении ведет к истощению популяций клеток иммунного ответа. У человека в среднем после 63 лет резко снижается репертуар Т-клеточных рецепторов (TCR), это повышает частоту онкологических, инфекционных, аутоиммунных, воспалительных заболеваний и в целом увеличивает вероятность смерти от всех известных причин. В то же время у долгожителей отмечается сохранность функций тимуса. Ранее в экспериментах на животных, а также у пациентов с ВИЧ было показано, что гормон роста действует на тимус и восстанавливает популяцию иммунных клеток в организме.

Клиническое исследование TRIIM было одобрено FDA и проводилось в 2015–2017 годах в Медицинском центре Калифорнийского университета. В нем участвовали девять здоровых добровольцев — мужчин в возрасте от 51 до 65 лет. По протоколу они получали рекомбинантный человеческий гормон роста в течение одного года. Но поскольку гормон роста снижает чувствительность к инсулину, что ведет к диабету, для предотвращения этого эффекта испытуемые одновременно принимали два противодиабетических препарата: дегидроэпиандростерон (DHEA) и метформин.

На протяжении всего срока исследования у участников брали анализы крови. Прежде всего, была доказана безопасность терапии: в крови не изменилось количество маркеров воспаления и многих других жизненно важных показателей. А вот что изменилось, так это состояние иммунной системы — у всех участников она омолодилась. Снизилось количество стареющих клеток, увеличилось отношение лимфоцитов к моноцитам, увеличилось число Т-лимфоцитов — иначе говоря, показатели, описывающие популяции иммунных клеток приблизились к значениям, типичным для молодого организма.

Перед началом исследования и после его окончания всем испытуемым провели магнитно-резонансное сканирование, чтобы оценить состояние тимуса. У всех участников терапия в течение года привела к регенерации тимуса: жировая ткань уменьшилась в объеме и была замещена функциональной тканью.

Проверить эффект терапии на ход эпигенетических часов — эта мысль возникла у ученых уже тогда, когда клиническое исследование завершилось, поскольку остались образцы крови. Тогда к делу подключился Стив Хорват из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, один из ведущих специалистов в этой области, разработавший методические подходы к точной оценке «эпигенетического возраста». В течение жизни у человека изменяется паттерн эпигенетических меток в геноме, в частности, метилирования ДНК. Эпигенетические часы отражают биологический возраст человека, который может быть меньше или больше его хронологического возраста.

Авторы работы исследовали метилирование ДНК образцов и оценили эпигенетический возраст участников четырьмя различными методами (один разработал Хорват, еще три — другие специалисты). Результаты анализа превзошли все ожидания. «Я ожидал увидеть, что биологические часы замедлятся, но никак не ожидал, что они пойдут вспять, — сказал Стив Хорват. — Это выглядит поистине футуристично».

Показатели разных часов немного различались, но, когда ученые подсчитали средние значения по всем часам и по всем испытуемым, оказалось, что за год проведения исследования его участники стали на полтора года моложе, чем были в начале. Если учесть этот год, то получается, что терапия отвела эпигенетические часы назад на два с половиной года. Замедление эпигенетических часов происходило с ускорением, то есть в последние три месяца эпигенетическое омоложение происходило интенсивнее, чем в первые девять. Эффект омоложения оказался стойким. Через шесть месяцев ученые использовали показатель GrimAge (предиктор возрастных болезней и смерти) указал на двухгодичное отставание биологического возраста от хронологического.

Хотя эпигенетические часы не включают все факторы старения и не тождественны старению в целом, это наиболее точный способ оценки биологического возраста, пишут авторы статьи. Несмотря на вдохновляющие результаты, ученые предупреждают, что они предварительные, так как число участников очень мало, и не было плацебо-контроля. Теперь компания Intervene Immune планирует провести большое клиническое исследование, включающее людей разных возрастных групп, принадлежащих к различным этническим группам, и не только мужчин, но и женщин.

Fahy G. M., et al. // Reversal of epigenetic aging and immunosenescent trends in humans. // Aging Cell, 2019; DOI:  10.1111/acel.13028