Генная терапия гладкомышечных клеток предотвращает атеросклероз в мышиных моделях прогерии

Прогерия — это наследственное заболевание, для которого характерно преждевременное старение. Его вызывает мутация в гене ядерного ламина А, в результате чего экспрессируется белок прогерин. Международная группа ученых разработала мышиную модель прогерии, а затем подавила в ней экспрессию прогерина и восстановила экспрессию ламина А. При этом редактированию подвергались либо все клетки организма, либо гладкие мышцы сосудов, либо сосудистый эндотелий. Наиболее эффективной стратегией оказалось таргетирование гладких мышц сосудов. При высоком риске атерогенности у таких мышей реже развивался атеросклероз — основная причина гибели пациентов с прогерией.

Прогерия, или синдром Гетчинсона — Гилфорда, — это редкое наследственное заболевание, для которого характерно преждевременное старение. Средняя продолжительность жизни пациентов с прогерией — 14,6 лет. Болезнь развивается из-за экспрессии прогерина — продукта гена ламина А (LMNA) с гетерозиготной мутацией. Частым осложнением прогерии является атеросклероз, который приводит к инфаркту миокарда, инсульту и сердечной недостаточности. Недавние исследования на животных показали, что мутацию можно скорректировать с помощью генной терапии. Но для дальнейших исследований в этом направлении требуется идентифицировать клетки, элиминация прогерина в которых приведет к наиболее благоприятному результату. Международный коллектив ученых показал, что для предотвращения атеросклероза в мышиных моделях прогерии оптимальная мишень генной терапии — это сосудистые гладкомышечные клетки, а не эндотелиальные клетки.

Авторы разработали мышиную модель прогерии — HGPSrev. Во всех клетках организма у этих мышей вместо ламина А экспрессируется прогерин. Однако под действием тамоксифена экспрессия прогерина подавляется, а экспрессия ламина А восстанавливается. Исследователи вывели еще две мышиные модели, в которых при введении тамоксифена экспрессия ламина А восстанавливается только в конкретных клетках, а именно в эндотелии (HPGSrev-Cdh5-CreERT2) и в гладких мышцах сосудов (HPGSrev-SM22α-Cre). Для того, чтобы вызвать у животных атеросклероз, им внутривенно вводили аденовирусный вектор, несущий мутантную гидролазу PCSK9 (участвует в гомеостазе холестерина), а потом в течение двух месяцев содержали на диете с высоким содержанием жиров. Это приводило к повышению уровня холестерина и ЛПНП в крови у животных и увеличению риска атерогенности.

Мышам дикого типа, HGPSrev, HGPSrev-Cdh5-CreERT2 и HPGSrev-SM22α-Cre давали тамоксифен в возрасте 1,5 месяцев, задолго до проявления первых симптомов прогерии, а экспрессирую прогерина проверяли в возрасте 12 месяцев. У мышей линии HGPSrev-Cdh5-CreERT2 экспрессия прогерина была подавлена в эндотелии аорты, сердца, печени и почек, а в сердечном эндотелии восстановилась экспрессия ламина А. Тем не менее, такие животные мало отличались от линии HGPSrev: у них также наблюдалась потеря массы тела, потеря гладких мышц в аорте и ранняя гибель. И у контрольной группы, и у мышей HGPSrev-Cdh5-CreERT2 во внутренней оболочке аорты скапливались лейкоциты. При повышенном риске атерогенности такие мыши, как и мыши HGPSrev, были подвержены атеросклерозу аорты.

У мышей линии HPGSrev-SM22α-Cre экспрессия прогерина была подавлена в гладкомышечных клетках сосудов и в кардиомиоцитах, восстанавливалась экспрессия ламина А. Это предотвращало гибель гладкомышечных клеток в аорте, характерную для прогерии, а также развитие сосудистого фиброза. Такие животные в среднем жили дольше. При повышенном риске атерогенности у мышей HPGSrev-SM22α-Cre также не развивалось фиброза и не наблюдалось гибели гладкомышечных клеток аорты. Атеросклероз у них не развивался; по этим параметрам животные были схожи с мышами из контрольной группы.

Таким образом, ученые показали, что оптимальная клеточная мишень для генной терапии прогерии — это гладкомышечные клетки сосудов, а не сосудистый эндотелий. У мышей, у которых редактировались только гладкие мышцы сосудов, не было характерного для прогерии атеросклероза, который часто становится причиной гибели пациентов. Таргетирование только одного типа клеток может стать хорошей стратегией в лечении прогерии, так как потребует более низких доз препарата.

Как долго может прожить человек. Рассказывает Александр Тышковский из Гарвардской медицинской школы