Исследованы генетические факторы риска детской кардиомиопатии

Полноэкзомное секвенирование детей, страдающих кардиомиопатией, показало мультигенную природу заболевания. Известные варианты генов, ассоциированные с болезнью, были найдены примерно у трети детей, причем их диагностическая значимость зависела от подтипа кардиомиопатии, а также была выше для детей европейского происхождения и для детей, у которых болезнь проявилась позднее.

Credit:
123rf.com

Кардиомиопатия — заболевание, при котором нарушается строение камер сердца, что может приводить к сердечной недостаточности и смерти. Первичная кардиомиопатия, то есть возникшая не вследствие другого заболевания, зачастую обусловлена генетическими причинами. Патология проявляется у людей разных возрастов. При этом у детей заболевание генетически более гетерогенно и может сопровождаться другими синдромами, метаболическими и нервно-мышечными расстройствами. При этом большинство исследований до сих пор были проведены на данных взрослых пациентов.

Чтобы понять генетический вклад в первичную детскую кардиомиопатию, ученые провели секвенирование экзома 528 детей с кардиомиопатией из 14 клиник США и Канады. Примерно у половины участников была дилатационная кардиомиопатия, у трети — гипертрофическая кардиомиопатия, и у 5% наблюдалась рестрикционная кардиомиопатия. У остальных участников были смешанные диагнозы. В качестве контроля использовали данные из проекта 1000 Genomes и базой данных здоровых родителей проекта SPARK.

Ученые выделили 37 генов, которые были показаны как значимые в более ранних исследованиях генетики кардиомиопатии. Потенциально вредоносные варианты этих генов были выявлены в среднем у 32% детей с кардиомиопатией, а 35% имели варианты этих генов с пограничными статистическими значениями (variants of uncertain significance). В основном эти варианты кодировали миссенс-мутации.

Результаты варьировались в зависимости от возраста, родословной и подтипов кардиомиопатии. Процент детей, для которых найденные генетические варианты объясняли наличие заболевания, составил 19% для дилатационной кардиомиопатии, 51,3% и 50% для гипертрофической и рестриктивной кардиомиопатии. Кроме того, наблюдалась зависимость от этнического происхождения и возраста постановки диагноза. Диагностическая значимость была выше для людей европейского происхождения и для старших групп пациентов (почти 40% для детей старшего возраста по сравнению с 20% для младенцев).

Исследователи идентифицировали патогенные или вероятные патогенные варианты в 22 из 37 генов. Наиболее распространенными среди больных детей были варианты генов MYH7 и MYBPC3, с 56 и 36 вариантами соответственно. Тем не менее, у больных детей африканского происхождения не было обнаружено вариантов MYBPC3.

Рассматривая не только данные 37 генов, но экзом в целом, исследователи обнаружили избыток определенных генетических вариантов у больных детей по сравнению с контрольными образцами. Часто у больного ребенка наблюдалось несколько потенциально вредоносных мутаций в разных генах. Это значит, что кардиомиопатия — мультигенное заболевание, и необходимы более обширные исследования, чтобы выявить дополнительные варианты генов, ответственные за его развитие. Многие гены, ассоциированные с риском кардиомиопатии у взрослых, также связаны с заболеванием у детей, но еще предстоит найти другие гены, повышающие риск детской кардиомиопатии, в том числе отдельных ее подтипов.

Источник

Stephanie M. Ware et al. The genetic architecture of pediatric cardiomyopathy //The American Journal of Human Genetics, 2022, ISSN 0002-9297, DOI: 10.1016/j.ajhg.2021.12.006

Добавить в избранное