Метилирование ДНК точно укажет на детский возраст

Профиль метилирования ДНК позволяет с высокой степенью уверенности предсказать хронологический возраст ребенка благодаря недавно разработанной методике «детских эпигенетических часов», более точных, чем существовавшие до сих пор.

Ivanova Tetyana | Shutterstock.com

Международный коллектив ученых разработал новый вариант эпигенетических часов, демонстрирующий высокую точность оценки детского возраста. Ранее созданные варианты эпигенетических часов эффективны для оценивания возраста взрослого человека, однако на детях они работают с намного меньшей точностью, возможно, потому, что паттерны метилирования у детей изменяются намного быстрее. Дело в том, что паттерн одной из важнейших эпигенетических меток — метилирования ДНК — меняется в детском организме намного быстрее, чем у взрослого.

Новая методика основана на анализе профиля метилирования 94 ключевых CpG-сайтах ДНК, полученной из клеток буккального эпителия. Проанализировав ряд образцов ДНК, взятой от более чем 1700 детей и молодых людей, от младенцев до 20-летних, исследователи пришли к выводу, что предсказанный согласно новой методике эпигенетический возраст хорошо соотносится с хронологическим возрастом ребенка. Аналогичные результаты были получены при анализе ДНК, выделенной из образцов крови и слюны, однако точность корреляции между эпигенетическим и хронологическим возрастом исследуемого несколько снизилась. Авторы назвали свой метод Pediatric Buccal Epigenetic (PedBE) clock.

Другой важный аспект метода — возможность выявить связь между расхождениями эпигенетического возраста с хронологическим и различными заболеваниями развития. Так, исследование показало, что эпигенетический возраст детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, на несколько месяцев завышен относительно хронологического (в среднем на 0,37–0,55 года).

Авторы работы подчеркивают, что к интерпретации результатов пока следует относиться с осторожностью ввиду маленького объема анализируемых выборок. Тем не менее, методика обладает большим потенциалом, в частности, она может оказаться важным инструментом для исследования влияния эпигенетических факторов на развитие и здоровье детей.

Lisa M. McEwen, et al. // The PedBE clock accurately estimates DNA methylation age in pediatric buccal cells // Proceedings of the National Academy of Sciences, Oct 2019; DOI: 10.1073/pnas.1820843116