Российский биолог намерен провести эксперимент с рождением генно-модифицированных детей

Молекулярный биолог Денис Ребриков заявил журналу Nature, что планирует использовать CRISPR-редактированные эмбрионы человека для переноса в матку матери. Эксперимент, если на него удастся получить разрешение, может начаться еще до конца этого года.

CI Photos | Shutterstock.com

Денис Ребриков уже заявлял о планах своей группы в интервью изданию «Репаблик» в декабре 2018 года. Ранее, в том же 2018-м, вышла статья в журнале «Вестник Российского государственного медицинского университета», в которой изложены результаты предварительного этапа работы по внесению изменений в геном человеческих эмбрионов.

Пока эта публикация в низкорейтинговом журнале — единственная у группы по этой теме. Денис Ребриков является главным редактором журнала.

Эксперимент нацелен на тот же ген CCR5, который редактировал китайский исследователь Хэ Цзянькуй, в прошлом ноябре объявивший о рождении девочек-близнецов с отредактированными геномами. Доктор Хэ ставил целью отключить ген, кодирующий белок, который позволяет ВИЧ проникать в клетки. Ребриков с коллегами также вносят изменения в CCR5 и создают 32-нуклеотидную делецию, аналогичную природному варианту CCR5delta32. В статье исследователи говорят об удовлетворительных результатах реактирования: «…эффективность разработанной CRISPR-Cas9 системы для создания аллеля CCR5delta32 в эмбрионах человека довольно высока: более половины эмбрионов оказываются полностью модифицированными».

Конечная цель группы отличается от той, которую ставил китайский ученый. Хэ Цзянькуй переносил отредактированные эмбрионы здоровым матерям для рождения невосприимчивых к ВИЧ детей, а Ребриков предлагает решать более конкретную задачу: защитить плод ВИЧ-инфицированных женщин со слабым ответом на антиретровирусную терапию. То есть пересадка предполагается только таким женщинам.

Ребриков — глава лаборатории редактирования генома НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова и проректор по научной работе РНИМУ им. Пирогова — сообщил Nature, что он ожидает, что Минздрав прояснит правила клинического использования генного редактирования эмбрионов в течение следующих девяти месяцев. Чтобы уменьшить вероятность того, что он будет наказан за эксперименты, он планирует сначала получить одобрение правительственных учреждений, включая Министерство здравоохранения. По его словам, это может занять от одного месяца до двух лет.

Основной вопрос генетического редактирования на сегодня — несовершенство методики, вносящей нецелевые мутации. Ребриков обещает, что технология, используемая его группой, исключает такие мутации, результаты исследований будут опубликованы онлайн в течение месяца, возможно, на bioRxiv или в рецензируемом журнале.

Нужно добавить, что заявления Ребрикова, сделанные в Nature, расходятся с тем, что сказала в интервью изданию «Чердак» эмбриолог Татьяна Кодылева, входящая в исследовательскую группу, — первый автор статьи в «Вестнике РГМУ». Интервью опубликовано в тот же день, что и текст в Nature, то есть в понедельник 10 июня. Приведем три цитаты.

Первая: «Но мы провели всего один эксперимент на аномальных эмбрионах. Сейчас у нас запланирована большая работа уже на яйцеклетках доноров, то есть уже на нормальных эмбрионах будем показывать, что эта технология работает. И дальше уже нам, возможно, разрешат какое-то клиническое исследование».

Вторая: «Мы пока оцениваем эту технологию, ищем технические сложности, которые могут возникнуть. И вопросов пока больше, чем ответов. Особенно это связано с тем, что возможно нецелевое редактирование. Но на сегодняшний день у нас около половины эмбрионов генетически отредактированных в 100% клеток».

Третья (о рождении китайских девочек): «Это был вообще гром среди ясного неба, что уже родились дети. Весь научный мир очень сильно встревожился из-за этой новости, и сейчас идет волна запрета на генетическое редактирование эмбрионов человека. И наверно, это правильно, потому что еще не все тонкости этой методики мы изучили на эмбрионах. Да, возможно, за ней будущее, но все-таки так резко, мне кажется, это делать не стоит».

Russian biologist plans more CRISPR-edited babies