Смерть пациента после трансплантации фекальной микробиоты вызвана лекарственно-устойчивым штаммом E. coli

Описаны два случая развития бактериемии у пациентов после трансплантации фекальной микробиоты. Один пациент умер. Причиной оказался лекарственно-устойчивый штамм Escherichia coli из донорского фекального материала.

Nazarenko LLC | Shutterstock.com

Трансплантация фекальной микробиоты — это новый многообещающий терапевтический метод, разработанный для лечения рецидивирующей или трудно поддающейся лечению инфекции Clostridioides difficile. Сейчас ведутся испытания эффективности этого метода для лечения воспалительных заболеваний кишечника, ожирения, болезней печени и пищевых аллергий.

Группа врачей и ученых под руководством доктора Элизабет Хохманн (Elizabeth Hohmann) из Массачусетской больницы общего профиля (Гарвардская медицинская школа) опубликовала документы, описывающие клинические случаи заражения лекарственно-устойчивыми штаммами E. coli двух пациентов после фекальной трансплантации.

Первый заразившийся пациент — мужчина в возрасте 69 лет с циррозом печени и гепатитом С, участвовавший в проверке гипотезы о возможном влиянии пересадки микробиоты на улучшения мозговой активности при заболеваниях печени. Через 17 дней после получения последней капсулы в крови пациента обнаружили патогенный штамм E. coli и назначили лечение антибиотиками. Пациента удалось спасти.

Вторым пациентом был 73-летний мужчина с миелодиспластическим синдромом, которому была назначена фекальная трансплантация перед трансплантацией аллогенных гемопоэтических клеток. Пациент умер от тяжелого сепсиса через два дня после того, как в его крови были обнаружены патогенные бактерии. Оба случая заражения произошли до того, как была введена расширенная программа скрининга для выявления штаммов с лекарственной устойчивостью.

Из крови обоих пациентов были получены изоляты E. coli, продуцирующие спектр бета-лактамаз. Эти ферменты обеспечивают лекарственную устойчивость к бета-лактамным антибиотикам (пенициллины, цефалоспорины и др.), широко используемым для лечения бактериемий различного характера.

Чтобы установить источник заражения, ученые проанализировали образец стула от донора и также обнаружили в нем E. coli, производящую бета-лактамазы. Для определения геномной последовательности изолятов E. coli из образцов крови пациентов и в донорском стуле использовали высокопроизводительное секвенирование на платформе Illumina iSeq 100 System. Разница между изолятами составила не более одного SNP, а значит, изоляты из образцов от донора и пациентов с высокой степенью достоверности можно считать клональными организмами.

После эксперимента исследователи нашли данные о еще 20 пациентах, которые получили образцы фекального материала от того же донора. Ни у одного из этих пациентов не было побочных эффектов, и только у нескольких из них тест показал наличие E. coli, производящей бета-лактамазы.

Элизабет Хохманн заявляет: «В прошлом бактерии, продуцирующие бета-лактамазы, редко встречались у здоровых людей, таких, как донор. В настоящее время они распространяются все больше и больше, и, поскольку накапливаются знания об их значимости, должны проводиться тесты донорского материала».

В ответ на два этих случая FDA этим летом выпустило предупреждение о рисках трансплантации фекальной микробиоты, подчеркивая возможность передачи микробов с множественной лекарственной устойчивостью и связанные с этим серьезные побочные эффекты.

DeFilipp, Z., et al. // Drug-Resistant E. coli Bacteremia Transmitted by Fecal Microbiota Transplant // New England Journal of Medicine, October 30, 2019; DOI: 10.1056/NEJMoa1910437