Опубликованы результаты фазы 1 КИ вакцины против ВИЧ на основе белковых 60-меров

Журнал Science опубликовал статью, в которой детально описываются результаты фазы 1 клинических исследований вакцины против ВИЧ, содержащей 60-меры фрагментов поверхностного белка ВИЧ gp120; эти 60-меры называются eOD-GT8. Они стимулируют выработку предшественников широконейтрализующих антител (ШНАт). Предполагается, что многоступенчатая схема вакцинации вызовет появление антител, защищающих организм от разнообразных штаммов ВИЧ; таким образом, данная вакцина — лишь первая ступень. Обнадеживающие результаты этого КИ, получившего название IAVI G001, были обнародованы еще в феврале 2021 года: вакцина была безопасной и индуцировала образование антител — предшественников ШНАт у 26 из 27 реципиентов (97%).

В июне 2022 года некоммерческая исследовательская организация IAVI и компания Moderna сообщили о запуске фазы 1 клинических испытаний IAVI G003 мРНК-вакцины против ВИЧ — mRNA-1644 — в Руанде и ЮАР. Эта вакцина содержит мРНК, которая кодирует фрагмент белка gp120, способный собираться в 60-меры.

Подробнее о том, как получить широконейтрализующие антитела против ВИЧ, на PCR.NEWS.

17.05.2024

Дезинформирующий контент в интернете, в том числе по медицинским вопросам, — серьезная проблема. Исследователи из Стэнфорда и MIT создали расширение для веб-браузера под названием Trustnet, которое позволяет людям оценивать онлайн-контент, отмечая верную и неверную информацию (подробности на arXiv). Предполагается, что такой децентрализованный подход даст лучший результат, чем модерация, организованная владельцами ресурсов. Расширение работает с любым контентом, включая публикации в соцсетях, статьи в агрегаторах новостей и видео на стрим-платформах.

Пользователи Trustnet могут отметить информацию как точную, неточную или сомнительную и пояснить свое решение. Также они могут выбрать, чьи оценки по тому или иному вопросу хотели бы видеть сами. Известно, что пользователи обычно не просматривают ссылки, которыми делятся. Функция проверки ссылок, в том числе проходящих несколько перенаправлений, стала одной из основных технических проблем.

Авторы провели исследование с участием 32 пользователей и увидели, что они охотнее решали оценить советы по благоустройству дома или сплетни о знаменитостях, чем новостные статьи. Сами участники хотели видеть оценки не от профессиональных фактчекеров, а от врачей — по медицинскому контенту, от иммигрантов — по международному положению и т.п. Предоставление возможности выбирать, кому доверять, может привести к тому, что человек окажется в «инфопузыре» и будут видеть только оценки, которые соответствуют его взглядам. Эту проблему можно смягчить, предлагая пользователю признанных экспертов, например, FDA — по медицинским вопросам.

17.05.2024

Международная группа ученых показала, что действенность препаратов от повышенного давления зависит от хронотипа человека и времени приема лекарств. Более 5000 тысяч человек из рандомизированного клинического исследования TIME (Treatment in Morning versus Evening) ответили на вопросы, которые помогли определить их хронотип. Затем их случайным образом разделили на две группы — одна получала лекарства для нормализации высокого давления утром, другая вечером. Исследование показало, что у «жаворонков», принимавших лекарство утром, реже происходил сердечный приступ, чем у принимавших его вечером. И наоборот, «совы», принимавшие препарат вечером, реже попадали в больницу с сердечным приступом, чем те, кто принимал препарат утром, то есть важно, чтобы время приема препаратов соответствовало хронотипу. Авторы исследования напоминают, что все люди разные, и учитывать такие их особенности, как хронотип, при назначении препаратов не так сложно. Однако они подчеркивают, что результаты еще нужно перепроверять, и пока пациентам следует принимать препараты в то время, которое назначил врач.

17.05.2024

В чернике много биоактивных компонентов, поэтому ее часто используют в различных блюдах и напитках или употребляют в сыром виде. Еще из нее можно делать вино. Однако не потеряет ли при этом супер-ягода свои полезные свойства? Исследователи из Испании получали черничное вино при различных условиях ферментации и оценивали содержание биоактивных веществ и антиоксидантов в соке и вине. Результаты опубликованы в журнале ACS Food Science & Technology.

Сначала авторы получили восемь литров черничного сока из ягод, растущих на юге Испании. Потом они разлили его по литровым бутылям. Четыре бутыли ферментировали на водяной бане при температуре 17°C, еще четыре — при 21°C. По две бутыли в каждой партии ферментировали полностью с получением сухого вина, еще по две отводили для сладкого вина с неполной ферментацией. Авторы оценивали концентрацию антоцианов (антиоксиданты, придают вину цвет), флаванолов (антиоксиданты), флаван-3-олов (могут поддерживать эластичность сосудов), таннинов (дают вину вкус), витамина С (антиоксидант, участвующий в регенерации тканей и иммунной защите), а также активность антиоксидантов.

Концентрации антоцианов, таннинов и флаванолов снижались, сильнее — при более длительной ферментации. Уровень флаван-3-ола, наоборот, рос в ходе ферментации. Концентрация витамина C зависела от температуры, а не от времени: она снижалась при более высокой температуре. Несмотря на снижение концентраций антиоксидантов, их активность была выше в вине, чем в соке. Таким образом, черничное вино сохраняет свои полезные свойства, но температура и время ферментации влияют на состав биологически активных компонентов.

17.05.2024

К порядку миксобактерий присоединилось новое семейство — Pendulisporaceae. Его отличает способность к образованию спор; представителей семейства обнаружили в образцах почвы Филиппин и Замбии. Это важное открытие, потому что представители Pendulisporaceae — хищники и вырабатывают антибактериальные вещества, которые потенциально можно использовать в клинике. Уже давно не появлялось принципиально новых антибиотиков, особенно способных справиться с резистентными грамотрицательными бактериями. Есть все шансы найти такие вещества у представителей нового семейства. Подробнее

Ученые проанализировали геном тернового венца — многолучевой морской звезды, которая быстро размножается и повреждает коралловые рифы, в том числе Большой Барьерный риф. Они выявили гены, связанные с размножением, а также гены, экспрессия которых зависит от сезона. Их задача — прицельно воздействовать на морских звезд, чтобы препятствовать их размножению и контролировать численность. Подробнее

У птиц Нью-Йорка выявили высокопатогенный подтип птичьего гриппа H5N1. Исследователи с помощью учащихся старшей школы собрали 1927 образцов птичьих фекалий с января 2022 года по ноябрь 2023 года. H5N1 обнаружили у шести птиц четырех видов; положительные образцы собрали в городских центрах реабилитации дикой природы. О присутствии H5N1 у птиц Нью-Йорка ученые уже знали, но, по словам авторов исследования, важно привлечь внимание к этой проблеме и обращаться с дикими птицами осторожно, даже если вы хотите им помочь. Подробнее.

Распространенный в настоящее время штамм холеры (Vibrio cholerae) обладает уникальным свойством — он умеет уничтожать чужеродные плазмиды, которые могут повредить ему. Эта «иммунная система» также защищает штамм от паразитических мобильных генетических элементов. Она состоит из двух белков, один таргетирует плазмидную ДНК, а другой уничтожает ее. Ученые также отметили сходство этой системы с комплексом CRISPR-Cascade. Подробнее

По всей видимости, родиной всех восьми видов баобабов был Мадагаскар, где они образовывали гибриды. Впоследствии два вида пересекли океан и заселили Африку и Австралию. Исследование также показало, как баобабы приспособились к таким разным опылителям — бражникам, лемурам и даже летучим мышам. Авторов особо интересует вопрос сохранения баобабов Мадагаскара. Подробнее.

15.05.2024

Многим из нас знакомо ощущение внутреннего голоса, однако недавние исследования показывают, что 5–10% населения его лишены. Авторы статьи в Psychological Science дали отсутствию внутреннего голоса название « анэндофазия» и показали, что этот феномен связан с худшей вербальной памятью.

Люди, которым свойственна анэндофазия, мыслят невербально — вместо этого у них формируются картинки и образы. При такой особенности человеку может быть тяжелее облекать мысли в слова. Оказалось, что явление затрагивает и вербальную память. Чтобы это проверить, ученые набрали группу добровольцев — у 46 из них внутреннего голоса не было или почти не было, еще у 47 он был выражен. Испытуемым предложили два задания: в одном из них нужно было запоминать по порядку фонетически или орфографически похожие слова, в другом — находить рифмующиеся слова. «Это задача, которая будет трудной для всех, — комментирует доктор Йоханне Недергорд, первый автор работы, — но наша гипотеза заключалась в том, что она может быть еще более трудной, если у вас нет внутреннего голоса, потому что вам придется повторять слова про себя в голове, чтобы запомнить их». Предположение ученых подтвердилось — люди без внутреннего голоса действительно хуже справлялись с предложенными заданиями.

Однако, когда исследователи провели еще два теста — на переключение между задачами и на различение похожих фигур, — они обнаружили, что обе группы испытуемых одинаково справлялись с заданиями. Разница отсутствовала несмотря на то, что выполнение таких заданий уже связывали с использованием внутренних вербальных подсказок (на это указывают данные более ранних исследований). По-видимому, люди с анэндофазией привыкают использовать другие стратегии, не вовлекающие внутренний голос.