Температура тела американцев с середины XIX века снизилась на полградуса

Статистический анализ температурных данных от трех когорт пациентов (1860–1940, 1971–1975 и 2007–2017 гг.) показал, что средняя температура тела как мужчин, так и женщин постоянно снижалась приблизительно на 0,03°С за десятилетие.

Credit:
Photocharm86 | Shutterstock.com

В американской медицине принято считать нормальной температурой тела 37°С (98.6°F) на основании исследования немецкого врача Карла Рейнхольда Августа Вундерлиха, который в 1851 году измерил температуру тела 25 000 пациентов в Лейпциге. Однако недавние исследования показали, что у большинства пациентов средняя температура меньше (например, в 2017 вышел анализ температур тела 35 тысяч британцев, в котором средняя орально измеренная температура составила 36,6°С). Это неудивительно, учитывая, что Вундерлих собрал данные в эпоху, когда средняя продолжительность жизни составляла всего 38 лет, и люди почти поголовно страдали от хронических инфекций и воспаления. Вопрос о том, с чем связаны такие изменения, далеко не праздный: температура отражает скорость метаболизма.

Исследователи из Медицинской школы Стэнфордского университета проанализировали температурные данные для трех когорт: 83 900 измерений от ветеранов армии Союза во время Гражданской войны (данные с 1862 по 1930 гг.), 5998 измерений от Национального опроса по оценке здоровья и питания (1971–1975), 230 261 измерений от интегрированной базы данных Стэнфорда (2007–2017). В первой когорте были данные только по мужчинам, в двух других — по обоим полам.

В каждой следующей когорте средняя температура тела была ниже, чем в предыдущей. Зависимости от этнической принадлежности выявить не удалось. Что интересно, температура связана с индексом массы тела (чем он больше, тем выше) и временем суток (чем позже, тем выше). Ожидаемо, люди с диагностированной пневмонией или туберкулезом имели повышенную температуру тела по сравнению с остальной когортой. Все эти факторы учитывали, чтобы исключить возможность ошибки; известно, что средняя масса американца за эти годы увеличилась.

Авторы предположили также, что на результаты могла повлиять неточность термометров в прошлом или различие в методах измерения. Однако, когда когорту разгруппировали по десятилетиям рождения, плавное снижение в зависимости от времени наблюдалось в каждой группе, и чем младше была группа, тем ниже средняя температура. Если бы дело было в термометрах, картина была бы иной: например, значения температуры у всех участников снизились бы после определенной даты.

Что касается различий в методах измерения, они скорее занижают, чем завышают наблюдаемую разницу: сейчас принято измерять оральную температуру, а не аксиллярную (в подмышечной впадине), которая обычно на градус ниже.

В итоге, сходная скорость снижения температуры тела была показана как для мужчин, так и для женщин: 0,03°С на каждое десятилетие рождения. Мужчины, рожденные в начале XIX века, имели температуру на 0,59°C выше, чем у современных мужчин. Как можно объяснить эти данные? Свой вклад могло внести улучшение санитарно-жилищных условий, гигиены, снижение числа хронических инфекций, даже изменения в системе отопления (на смену нерегулярному отоплению пришли системы центрального отопления и кондиционирования). Авторы дают ссылку на небольшое современное исследование температуры тела здоровых добровольцев из Пакистана — страны с высокой заболеваемостью туберкулезом и другими хроническими инфекциями; среднее значение, медиана и мода составили соответственно 36,89°C, 36,94°С и 37°С.

Один из авторов статьи, Джули Парсонетт, отметила: «Мы просто другие на физиологическом уровне по сравнению с людьми прошлого. Окружающая среда изменилась, в том числе температура в домах, контакт с микроорганизмами, еда, которая нам доступна. Все это означает, что, хоть мы и думаем, будто люди одинаковы и были такими же на протяжении всей человеческой эволюции, мы не те же. Мы действительно меняемся физиологически».

Источники

Myroslava Protsiv et al. // Decreasing human body temperature in the United States since the industrial revolution. // eLife, published online January 7, 2020. DOI: 10.7554/eLife.49555

Цитата по пресс-релизу

Добавить в избранное