Утренний кофе. Самолечение обезьян

Ученые стали свидетелями того, как суматранский орангутан (Pongo abelii) использует лекарственное растение для того, чтобы залечить рану на лице. Спустя три дня поле получения повреждения орангутан сорвал листья лианы Fibraurea tinctoria, пожевал их и залепил ими рану. Эта лиана применяется в традиционной медицине для лечения дизентерии, диабета и малярии и известна своим обезболивающим, жаропонижающим и мочегонным действием. Анализ состава растений ранее уже выявлял вещества, которые помогают бороться с бактериями и грибком. Подробнее

Нарушение микробиоты кишечника у самца мыши повышает риск того, что его потомки родятся с низким весом и умрут преждевременно. Чтобы показать это, ученые давали самцам антибиотики, чтобы вызвать дисбиоз, а затем спаривали их с самками. Дисбиоз влиял на физиологию яичек, состав метаболитов и гормональный сигналинг. Частично эффект был опосредован изменением уровня гормона лептина в крови и яичках. Более того, у самок, которые забеременели от самца с дисбиозом, чаще выявляли дефекты плаценты, такие как плохая васкуляризация. Подробнее

Гнев влияет на здоровье сосудов, показали ученые. Они давали молодым здоровым людям задания, которые они выполняли в течение восьми минут: часть считала до ста (нейтральное состояние), часть вспоминала события из прошлого, которые вызывали гнев или тревогу, часть читала текст, который был призван провоцировать грусть. У участников, которые испытывали гнев, нарушалась способность сосудов расширяться. Эффект длился до 40 минут. Это может объяснить, почему инфаркты и инсульты происходят в момент, когда люди испытывают сильные эмоции. Подробнее.

Ученые получили новый антикоагулянт с «кнопкой выключения». Он состоит из пептида мухи цеце и искусственного пептида. Связь между двумя частями антикоагулянта можно разорвать в любой момент, что прекратит его работу. Это снизит побочные эффекты привычных антикоагулянтов. Подробнее

Для многих раковых клеток характерны анеуплоидия или полиплоидия, которые происходят из-за нарушения контроля клеточного цикла. Ученые показали на клетках, что под действием стрессоров протеинкиназы подавляют циклинзависимые киназы CDK1, CDK4 и CDK6, что позволяет части клеток заново начать репликацию ДНК, не входя в митоз, что и приводит к полиплоидии. Подробнее.

11.06.2024

Некоторые люди отказываются от вакцинации против COVID-19 из-за возможных побочных эффектов. Однако недавнее исследование ученых из США показало, что плохое самочувствие после прививки может быть признаком того, что она работает. Результаты были опубликованы в Annals of Internal Medicine.

Всего 363 человека (средний возраст 52,4 года) приняли участие в исследовании. Они получали мРНК-вакцину от Pfizer-BioNTech или Moderna. Те, кто испытывал семь или более симптомов после второй дозы вакцины, имели почти в два раза больше нейтрализующих антител, чем те, кто не испытывал никаких симптомов.

Еще 40% участников носили устройство, которое считывало их температуру. У тех, у кого температура поднялась на один градус после второй дозы, спустя шесть месяцев уровень нейтрализующих антител был в три раза выше по сравнению с теми, у кого температура не выросла. Как отмечают авторы, отсутствие симптомов не означает, что вакцина не сработала.

06.06.2024

23 мая 2024 года Национальный координационный центр по Международным медико-санитарным правилам в Мексике сообщил ВОЗ о летальном случае заражения человека вирусом птичьего гриппа A(H5N2). Это первый лабораторно подтвержденный случай инфекции A(H5N2) у человека.

Заражению подвергся 59-летний житель штата Мехико. Источник инфекции остается неизвестным — хотя вирусы A(H5N2) обнаруживали у домашней птицы в Мексике, в анамнезе заболевшего не имелось контакта с какими-либо животными. Также сообщается, что у пациента было множество сопутствующих заболеваний — по словам его родственников, до появления острых симптомов он уже три недели был прикован к постели по иным причинам.

17 апреля у пациента поднялась температура, появилась одышка, диарея, тошнота и общее недомогание. 24 апреля он обратился за медицинской помощью, был госпитализирован и в тот же день скончался из-за осложнений. Результаты ПЦР-РВ образца, полученного и исследованного 24 апреля, указали на наличие вируса гриппа А, не поддающегося субтипированию, после чего образец отправили в Центр исследований инфекционных заболеваний. Проведенный там анализ определил вирус как относящийся к подтипу A(H5N2); 22 мая секвенирование подтвердило этот результат.

Других случаев заболевания зарегистрировано не было — из 17 человек, контактировавших с зараженным в больнице, ни у кого не было выявлено гриппа или SARS-CoV-2. 28 мая стало известно, что образцы, взятые у еще 12 человек, контактировавших с пациентом по месту жительства, отрицательны на SARS-CoV-2, грипп А и грипп B. Основываясь на имеющейся информации, ВОЗ оценивает текущий риск для населения, связанный с этим вирусом, как низкий.

05.06.2024

На ежегодной встрече Американского общества клинической онкологии были представлены предварительные результаты фазы 1 клинических испытаний антитела FS222 для лечения рака. Наилучшие результаты получены у пациентов с метастатической меланомой.

FS222 — биспецифическое антитело, нацеленное на PD-L1 и CD137. В клиническое испытание включено 104 пациента с различными типами солидных опухолей; эти пациенты ранее получали от одного до семи курсов терапии. Предварительные результаты фазы 1 показали частичный или полный объективный ответ у пациентов с меланомой, немелкоклеточным раком легких, раком яичников, трижды негативным раком молочной железы, липосаркомой и раком толстой кишки. Общая частота ответа для всех типов опухолей составила 17%, однако у пациентов с поздними стадиями меланомы, не ответивших на терапию ингибиторами контрольных точек иммунитета, этот показатель был значимо выше — 47,4%. Сдержать прогрессию опухоли удалось у 68,4% таких пациентов.

Побочные эффекты, сообщается в докладе, говорят о приемлемом профиле безопасности препарата. Кроме того, после лечения в опухолях увеличилось количество Т-клеток — на это указывают результаты биопсии, — что подтверждает активацию противоопухолевого иммунного ответа у пациентов.

04.06.2024

На ежегодной встрече Эндокринологического общества, прошедшей в понедельник в Бостоне, были представлены  результаты исследования, посвященного риску онкозаболеваний у женщин с ранней менопаузой. У некоторых женщин, у которых менопауза наступает рано — до 40 лет, — повышен риск рака молочной железы и яичников. Кроме того, у родственников этих женщин может быть повышен риск развития РМЖ, рака простаты и колоректального рака.

Ученые начали исследование с гипотезы о том, что при первичной недостаточности яичников — прекращении их функционирования в возрасте до 40 лет — может возникать предрасположенность к раку, связанному с гормонами. Проанализировав медицинские записи системы здравоохранения штата Юта за 1995–2021 годы, авторы исследования выявили 613 женщин с первичной недостаточностью яичников и 165 — с ранней менопаузой. Они обнаружили, что у женщин с ранней менопаузой в два раза выше риск развития рака груди и почти в четыре — рака яичников. Кроме того, у их родственников второй степени родства (тети, бабушки) риск РМЖ был повышен в 1,3 раза, колоректального рака — в 1,5. Родственники первой, второй и третьей степени родства были подвержены повышенному риску рака предстательной железы (в 1,3–1,6 раза).

Авторы исследования призывают женщин, у которых менопауза наступила рано, регулярно проходить обследование на РМЖ, особенно если у них есть родственники с онкозаболеваниями. Врачи общей практики и гинекологи также должны знать, что ранняя менопауза повышает риск развития ряда заболеваний, и одной из патологий, на которые следует обратить внимание, может быть рак молочной железы.

31.05.2024

Один из подходов к лечению хронической мигрени — операция по декомпрессии периферических нервов — активно развивался последние два десятилетия. Специалисты из Канады и США провели метаанализ результатов таких операций, чтобы охарактеризовать их эффективность для лечения мигрени.

Обычно в исследованиях оценивают частоту приступов мигрени в месяц, их продолжительность и интенсивность. Кроме того, используется такой показатель, как индекс головной боли при мигрени (migraine headache index, MHI) — его рассчитывают как произведение частоты мигрени (приступов в месяц) на интенсивность боли (1–10 баллов) на продолжительность (часов в сутки). Вместе с тем в неврологической литературе результаты профилактики мигрени оценивают по изменению количества дней мигрени в месяц.

Авторы метаанализа задались целью охарактеризовать именно этот показатель после хирургического лечения мигрени. Для этого они отобрали 19 работ. Было выявлено значимое снижение как MHI (среднее изменение составило 76,59), так и количества дней с головной болью в месяц (которое уменьшилось в среднем на 14,11); остальные традиционно измеряемые показатели также снижались при оперативном вмешательстве (общее количество приступов в месяц — на 8,65, интенсивность — на 3,84 балла, продолжительность — на 11,80 часов в сутки). Исследователи подчеркивают, что одна из целей их статьи — способствовать взаимодействию между хирургами и неврологами, чтобы мотивировать в будущем включать в результаты такой показатель, как количество дней головной боли в месяц.