Белок TMEM165 контролирует переход рака молочной железы в более опасную форму

Ученые из США обнаружили, что мембранный белок аппарата Гольджи TMEM165 поддерживает рост и васкуляризацию опухоли, а также миграцию опухолевых клеток при раке молочной железы.

Микрофотография образца ткани опухоли молочной железы.

Credit: Kateryna Kon | 123rf.com

Один из видов рака молочной железы — протоковая карцинома молочной железы in situ (ПКИС) — неинвазивна, но считается предшественником инвазивной карциномы. Tолько 20–50% ПКИС прогрессирует в инвазивную форму. Определение биомаркеров, позволяющих прогнозировать прогрессиию ПКИС в инвазивную форму, представляет большой интерес для клиницистов. Ученые из США показали, что в качестве потенциального биомаркера можно рассматривать белок TMEM165.

TMEM165 — это предполагаемый трансмембранный транспортер ионов, регулирующий гомеостаз H+/Ca++/Mn++ и pH в комплексе Гольджи. Известно, что мутация в TMEM165 вызывает врожденные нарушения гликозилирования белков. Ранее эта же группа исследователей обнаружила, что белок TMEM165 экспрессируется в инвазивной карциноме, но отсутствует в нормальной ткани молочной железы.

В новой работе ученые проанализировали данные об экспрессии TMEM165 в разных видах рака, доступные в The Cancer Genome Atlas (TCGA). Оказалось, что во всех видах рака молочной железы его уровень повышен по сравнению с нормальными тканями. Эти данные были подтверждены иммуногистохимическим анализом образцов опухолевых тканей. Более того, уровень TMEM165 коррелировал с выживаемостью пациентов.

C помощью системы CRISPR/Cas9 исследователи выключили ген, кодирующий TMEM165, в клеточной линии MDA-MB-231 (инвазивный тип рака молочной железы человека). Это привело к подавлению миграции клеток опухоли. Кроме того, в ксенографтных мышиных моделях рост опухоли с нокаутированным TMEM165 был замедлен по сравнению с опухолью, несущей функциональный белок. Также при нокауте TMEM165 была снижена интенсивности васкуляризации опухоли.

Далее ученые обнаружили, что TMEM165 изменяет N-гликозилирование в клетках рака молочной железы, что приводит к повышению способности опухолевых клеток к миграции, а также влияет на уровень ключевых гликопротеинов, участвующих в регуляции эпителиально-мезенхимального перехода.

Авторы считают, что уровень экспрессии TMEM165 стоит рассмотреть как прогностический биомаркер, позволяющий идентифицировать ПКИС, которые могут прогрессировать в инвазивную форму. Кроме того, так как выживаемость наиболее низка у пациентов с инвазивной формой протоковой карциномой молочной железы и повышенным уровнем TMEM165, этот белок может быть перспективной мишенью для терапии.

Pavitra Murali, et al. // Novel role for the Golgi membrane protein TMEM165 in control of migration and invasion for breast carcinoma. // Oncotarget 2020; 11:2747-2762; DOI: 10.18632/oncotarget.27668