Австралийские ученые призывают отказаться от понятия «долгий ковид»

Австралийские ученые на Европейском конгрессе клинической микробиологии и инфекционных заболеваний (ECCMID, Барселона, 27–30 апреля 2024 года) представят данные, согласно которым проявления постковидного синдрома не отличаются от последствий гриппа или других вирусных респираторных инфекций. Влияние долгого ковида на систему здравоохранения, скорее всего, связано с большим количеством зараженных SARS-CoV-2 людей, обратившихся за помощью в короткий промежуток времени, а не с тяжестью поражения организма.

Авторы опросили 5112 жителей штата Квинсленд с симптомами респираторного заболевания с 29 мая по 25 июня 2022 года: у 2399 диагностировали COVID-19, у 995 — грипп, еще у 1718 — ни то, ни другое. Через год, в мае и июне 2023 года, участников снова спросили об их симптомах. Всего 16% (834 из 5112) участников продолжали испытывать симптомы болезни, у 3,6% (184 человек) они мешали им в повседневной жизни. Анализ показал, что люди, пережившие COVID-19, испытывали такие симптомы не чаще, чем пережившие другую болезнь (3% против 4,1%), включая грипп (3,4%).

Авторы призывают больше внимания уделять всем «послевирусным» синдромам. «Более того, мы считаем, что пора перестать использовать такие термины, как “долгий ковид”. Они дают ошибочное представление, что в долгосрочных симптомах, связанных с этим вирусом, есть что-то уникальное и исключительное. Эта терминология может вызвать ненужный страх, а в некоторых случаях и чрезмерную настороженность к длительным симптомам, которая может затруднить выздоровление», — сказал Джон Геррард, главный санитарный врач Квинсленда.

27.04.2024

Однократная доза креатина может временно улучшить когнитивные функции при нехватке сна, установили исследователи из Германии. Ключевая функция креатина — участие в энергетическом обмене и регенерация молекул АТФ в мышцах и мозге (поэтому он входит в состав добавок для спортивного питания). Ранее было показано улучшение когнитивных функций при продолжительном приеме креатина, а также его способность противодействовать нежелательным изменениям метаболизма в мозге при депривации сна.

Пятнадцать добровольцев в возрасте 20–28 лет участвовали в двух повторностях эксперимента: в одну ночь получали высокую дозу креатина (0,35 г/кг), в другую плацебо, затем всю ночь не спали. До начала эксперимента, а также через 3, 5,5 и 7,5 часов после приема креатина или плацебо участники проходили тесты и МРТ-сканирование. Уже через три часа у принявших креатин улучшались метаболизм мозга и результаты тестирования, в частности, кратковременная память в тестах на запоминание цифр и слов. Через четыре часа эффект достигал пика и продолжался около девяти часов.

Клетки ЦНС обычно поглощают креатин в небольших количествах и восполняют потребность в нем за счет синтеза; эффект дополнительных доз можно наблюдать только в стрессовых условиях, повышающих его внутриклеточное потребление. «На данный момент людям не рекомендуется принимать такую высокую дозу креатина в домашних условиях, поскольку высокие дозы этого вещества создают большую нагрузку на почки, — говорит первый автор статьи Али-Горджи-Нейад из Института нейронаук и медицины (Юлих, Германия). — Однако, если будущие исследования покажут улучшение когнитивных функций при более низких дозах, креатин может стать серьезным конкурентом кофе во время долгих рабочих ночей».

23.04.2024

Увеличение продолжительности жизни и пенсионного возраста, а также улучшение некоторых аспектов здоровья влияют на восприятие старости. В немецком исследовании поучаствовали 14 056 человек 1911–1974 года рождения. В период с 1996 по 2021 годы (когда участникам было 40–100 лет) они до восьми раз отвечали на вопросы о старении. Люди, которые родились в 1911 году, отвечали, что старость наступает в 71, а в 1956 — в 74. Однако в последние годы эта закономерность уже не так выражена. Также по мере того, как человек стареет, возраст, который он считает «старостью», отодвигается (до некоторого предела). Подробнее

Идентификация отдельных клеток при микроскопии — важная задача, но бывает тяжело отличить их от других клеток и фона. С этим помог бы справиться искусственный интеллект (ИИ), но сначала его нужно обучить. К сожалению, есть недостаток аннотированных данных, так как сегментация единичных клеток — очень трудозатратный процесс. Тогда ученые создали реалистичные изображения единичных клеток с помощью другого ИИ. Полученные таким методом изображения уже аннотированы и могут быть использованы для обучения модели. Подробнее.

Ученые использовали бластоиды (структуры, которые обладают некоторыми свойствами эмбрионов, но не могут развиться в организм), чтобы изучить формирование эмбрионов, из которых потом разовьются монозиготные близнецы. «Близнецовые» бластоиды чаще развивались, если ученые засевали на подложку большое количество стволовых клеток, а также если была выше концентрация веществ, способствующих дифференцировке стволовых клеток в трофэктодерму. Авторы предположили, что быстрый рост трофэктодермы может провоцировать разделение внутренней клеточной массы. Подробнее.

Новый тест использует ИИ для того, чтобы диагностировать рак поджелудочной железы, желудка и колоректальный рак. При этом не обязательно использовать свежий образец, достаточного сухого пятна крови. Пока рак выявили у 82–100% пациентов, но технологию еще совершенствуют. Авторы работы сомневаются, что тест скоро будет доступен пользователям, но возлагают на него большие надежды. Подробнее.

Ученые показали, что один из видов амазонских бабочек появился в результате гибридизации двух других видов. Предки современных Heliconius melpomene и Heliconius pardalinus гибридизовались, чтобы создать третий отдельный вид — Heliconius elevatus — примерно 200 000 лет назад. Это важное открытие, так как достаточно сложно доказать, что один вид является гибридом других видов. Подробнее

19.04.2024

Появляются лекарства от рассеянного склероза, которые могут замедлить течение болезни, но не остановить ее. Для разработки новых препаратов нужно больше знать о механизме развития заболевания. Более того, ранее обнаружение болезни может повысить эффективность уже существующей терапии. Американские исследователи проанализировали образцы крови 250 людей с рассеянным склерозом и их же анализы, отобранные несколько лет назад при поступлении на службу в вооруженные силы.

Оказалось, что у 10% пациентов в крови выявлялся определенный профиль аутоантител еще за годы до постановки диагноза. Более того, у них были и другие признаки нарушения иммунных реакций. Исследователи выявили повышенный уровень легкой цепи нейрофиламента — белка, который высвобождается при повреждении нейронов. Авторы предполагают, что их иммунная система принимала собственные белки за вирусную угрозу.

На участниках исследования ORIGINS с неврологическими симптомами авторы подтвердили, что 10% пациентов являлись носителями выявленного профиля аутоантител. Он однозначно свидетельствовал о развитии рассеянного склероза в будущем.

17.04.2024

Ингибитор ацетилхолинэстеразы донепезил часто назначают при деменции. Это лекарство призвано замедлить прогрессирование таких симптомов, как потеря памяти, но не до конца понятно, насколько оно эффективно. В то же время принимающие препарат люди испытывают ряд неприятных и зачастую опасных побочных эффектов. Считалось, что среди этих нежелательных явлений — повышенный риск развития аритмии. Однако системный обзор и метаанализ канадских ученых поставили эту информацию под сомнение.

Авторы проанализировали 60 рандомизированных клинических испытаний, в которых участвовали более 12 тысяч человек. Испытания, результаты которых говорили об риске аритмии, были небольшими и не имели соответствующей группы сравнения. Авторы новой работы считают, что упоминания о риске аритмии нужно убрать с упаковки и из электронных медицинских карт, однако влияние донепезила на людей, уже имеющих заболевания сердца, еще необходимо изучать.

16.04.2024

Человечество производит все больше пластика, часть которого оказывается на свалках и в океане. Под действием окружающей среды пластик разрушается, пока не остается микропластик (частицы менее 5 мм), который вдыхают и поглощают животные и люди. Считается, что за неделю в организм человека поступает в среднем пять граммов микропластика — примерно столько же пластика содержится в банковской карте. Исследователи из США проанализировали, что происходит с микропластиком в организме, может ли он выйти за пределы кишечника.

В течение четырех недель мышам давали микропластик — микросферы из полистирола или смеси пластмасс. После этого анализировали их ткани. Оказалось, что микропластик попадал из кишечника в печень, почки и даже мозг. В этих тканях он влияет на метаболические процессы. Ранее те же авторы показали, что когда макрофаги поглощают микропластик, они начинают вырабатывать воспалительные молекулы. В планах авторов — посмотреть, как микропластик влияет на здоровье организма.