Могут ли египетские мумии рассказать об эволюции коронавирусов

В The Lancet Microbe опубликовано письмо специалистов из Египта и Афганистана. Они отмечают, что египетские мумии — источник древней бактериальной и вирусной ДНК. Изучение мумий уже доказало, что многие современные патогены, в том числе Schistosoma haematobium, Plasmodium falciparum, Toxoplasma gondii, имеют древнее происхождение. Есть сообщения о том, что жители Древнего Египта болели респираторными инфекциями, а значит, в их популяции могли циркулировать коронавирусы. Авторы письма предполагают, что по образцам мумифицированных людей и животных можно отследить эволюцию коронавирусов. Эти данные помогут предсказать и интерпретировать вклад тех или иных изменений в геномах современных вирусов, что, в свою очередь, может быть учтено при борьбе с современными инфекциями.

11.06.2024

Частота взмахов крыльев летающих насекомых, птиц и летучих мышей, а также взмахов плавников пингвинов и китов пропорциональна квадратному корню массы их тела, поделенному на площадь крыла или плавника. Это открытие позволило авторам исследования предположить, что птерозавр Quetzalcoatlus northropi взмахивал крыльями площадью 10 м2 с частотой 0,7 Гц (чуть реже, чем раз в секунду). Подробнее

Используя данные из базы iNaturalist, ученые проследили, насколько 512 видов наземных животных чувствительны к урбанизации в Южной Калифорнии (США). В среднем местные виды предпочитали жить в регионах с меньшим уровнем урбанизации. Исключение — слизни и улитки. Самыми чувствительными к урбанизации были чешуекрылые. За ними шли млекопитающие, рептилии и амфибии. А вот божьи коровки, пауки и птицы хоть и предпочитали менее урбанизированные регионы, но не так сильно. Подробнее.

Ученые проанализировали геномы 475 древних и 77 современных лошадей, чтобы уточнить, как происходило их одомашнивание. Они показали, что около 4200 лет назад практика разведения лошадей значительно изменилась, что привело к замене почти всех линий лошадей на современные. Через «бутылочное горлышко», связанное с одомашниванием, лошади прошли раньше, около 4700 лет назад, когда снизился возраст репродукции лошадей. Это увеличило скорость их разведения. А в массовой миграции людей из степей около 5000 лет назад, приведшей к распространению индоевропейских языков, лошади не играли большой роли. Подробнее

Исследователи использовали систему CRISPR-Cas9, чтобы произвести инверсию в регуляторном участке ДНК риса. В результате увеличилась экспрессия генов, находящихся под контролем этого регулятора, в том числе гена системы фотосинтеза. Это подход может повысить производительность растений без внесения трансгена. Подробнее.

Ранее было показано, что потомки самок животных с ожирением имеют повышенный риск ожирения и диабета 2 типа. Скорее всего, это результат сложных взаимоотношений между генами и средой, но недавние исследования показали, что ожирение матери нарушает у потомка работу гипоталамуса — участка мозга, отвечающего за энергетический гомеостаз. У потомков мышей с ожирением в гипоталамусе был повышен уровень микроРНК miR-505-5p. В результате мыши ели больше и предпочитали еду с высоким содержанием жира. Контролировать уровень miR-505-5p можно упражнениями во время беременности. Подробнее

28.05.2024

Авторы работы, опубликованной в International Journal of Cancer, нашли в 420 статьях, вышедших с 2004 по 2023 год в журналах, посвященных исследованиям рака, упоминания восьми клеточных линий с неверными названиями. Часть таких упоминаний можно списать на ошибку, но в 235 случаях ученые заподозрили авторов в подделке результатов исследований. Например, там сравнивали клеточные линии с правильно и неправильно написанными названиями и получали разные результаты. Некоторые из этих несуществующих клеточных линий уже упоминались в обзорах; они могут сбить с толку авторов новых статей. Скорее всего, авторы опасались выдумывать названия клеточных линий, чтобы их не уличили в подделке, и скопировали откуда-то названия, написанные с ошибкой. Подробнее

Сумчатые животные Тасмании боятся людей сильнее, чем других хищников. Исследователи установили камеры и спикеры, которые при приближении животных проигрывали записи спокойного человеческого голоса, лая собак, рычания тасманийского дьявола, воя волков и блеяния овцы в качестве контроля. Оценивали реакции пяти видов сумчатых, включая кенгуру и валлаби. Животные сбегали от звуков голоса человека в 2,4 раза чаще, чем от следующего по силе влияния на поведение звука — лая собаки. Подробнее

Для рыбы-удильщика характерен сексуальный (половой) паразитизм — самец временно прикрепляется к самке или навсегда сливается с нею в период размножения. Ученые показали, что эта черта появилась во время глобального потепления 50–35 млн лет назад и совпала с переходом предков рыб-удильщиков от жизни на океанском дне к жизни в толще воды. Предположительно, паразитизм повышает шансы удильщиков на успешное размножение: после обнаружения партнера он уже никуда не денется. Подробнее

В настоящее время волчанку лечат стероидами, которые подавляют иммунную систему, что сопряжено с серьезными рисками. В разработке находятся более таргетные препараты. Однако волчанка — генетически разнородная болезнь, которую вызывают мутации в различных генах. Ученые связали подтип волчанки с мутациями в генах, регулирующих активность толл-подобных рецепторов, в частности, TLR7. Скоро в клинику поступят препараты, которые могут помочь именно этой группе пациентов. Подробнее

Авторы исследования, опубликованного в PNAS, разработали новый метод анализа белок-белкового взаимодействия в контексте различных тканей — MACSPI (Methionine Analog-based Cell-Specific Proteomics and Interactomics). Они метили белки в отдельных типах клеток зондами из аминокислот, структурно схожих с метионином. Под действием света зонды ковалентно сшивали взаимодействующие белки; также зонд можно использовать, чтобы «вытащить» сшитые белки. Авторы применили метод для анализа мышечной и нервной тканей нематоды и нашли много новых взаимодействий. Подробнее.

27.05.2024

На Кинопоиске — премьера фильма «Дихотомии». Врачи и пациенты смотрят друг на друга вне заложенных ситуацией ролей, делятся мыслями и чувствами. Фильм сняла Анна Симакова, управляющий партнер клиники ранней реабилитации «Три сестры» и профессиональный кинорежиссер.

В конце 2023 года команда «Трех сестер» решила снять несколько интервью к новогоднему празднику, чтобы по-новому раскрыть людей в медицине. Но собранный материал оказался настолько серьезным, что было решено собрать его в полноценный документальный фильм. Он основан на глубинных интервью с 50 людьми — пациентами, врачами, руководителями частных клиник и государственных больниц из нескольких городов России.

24.05.2024

Дети неандертальцев (которые жили 400 000–40 000 лет назад) и людей современного типа, живших в эпоху верхнего палеолита (50 000–12 000 лет назад), одинаково сильно страдали от стрессовых факторов, но в разном возрасте. Авторы статьи в Scientific Reports проанализировали 423 зубов неандертальцев (от 74 индивидов) и 444 зубов верхнепалеолитических людей современного типа (от 102 индивидов). Показателями стресса были горизонтальные бороздки — участки истонченной зубной эмали, связанные с инфекционными и другими болезнями, недоеданием, дефицитом питательных веществ и травмами.

Признаки стресса встречались в обеих группах одинаково часто. Однако у людей верхнего палеолита дефекты эмали чаще возникали в возрасте отлучения от груди (1-3 года), чем позднее. У неандертальцев дефекты эмали появлялись в предполагаемый период отлучения от груди (около года), но достигали пика позднее, в 2–4 года, а затем становились реже.

Авторы предполагают, что после прекращения грудного вскармливания у людей современного типа дефицит энергии, необходимой растущему организму, смягчался за счет более длительной зависимости от родителей и предоставления детям доступа к пище взрослых. Это могло дать нашим предкам долгосрочное преимущество перед неандертальцами.

24.05.2024

Внутри отдельных видов существует корреляция между распространенностью рака и размером тела — так, распространенность рака увеличивается в зависимости от роста взрослого человека или размера тела собак. Однако между видами млекопитающих наблюдается обратная корреляция — более высокая масса тела связана с меньшим риском рака. Феномен называется парадоксом Пето. Исследователи из США опубликовали препринт статьи, в которой изучили, как потеря генов защищает крупных млекопитающих от онкозаболеваний.

Утрата генов может способствовать развитию фенотипических различий между видами. Проанализировав геномы 17 видов афротериев и неполнозубых, ученые обнаружили множество потерь генов у представителей класса Paenungulata: слонов, даманов и морских коров. Изначально они предполагали, что устойчивость слонов к раку может быть связана в том числе с потерей онкогенов, однако обнаружили иное. Утраченные гены были связаны с такими вариантами клеточной гибели, как некроптоз (MLKL и RIPK3) и пироптоз (AIM2, MEFV, NLRC4, NLRP1 и NLRP6). Исследователи заключили, что механизмы регуляции некроптоза и пироптоза в этих линиях либо крайне видоизменены, либо утрачены. В свою очередь, это может способствовать, с одной стороны, устойчивости к раку, а с другой — восприимчивости к инфекции патогенами.