Пациенты врачей-женщин чаще соглашаются на прививку от гриппа

Доцент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе доктор Дэн Ли проанализировал работу 144 746 врачей-женщин и 303 939 врачей-мужчин с общим периодом наблюдения за пациентами 8 193 448 и 29 909 908 пациенто-лет соответственно. Статистический анализ показал, что пациенты афроамериканского и латиноамериканского происхождения реже соглашаются привиться от гриппа, чем белые пациенты, а пациенты азиатского происхождения, наоборот, чаще. При этом пациенты врачей-женщин чаще прививаются от гриппа, чем пациенты врачей-мужчин. Ли считает, что причина может крыться в разных подходах к общению с пациентами у женщин и мужчин. Кроме того, женщины чаще добиваются того, чтобы прививку получили пациенты с осложнениями, однако годовое количество визитов пациентов у них меньше, чем у мужчин. Письмо с результатами исследования опубликовано в JAMA Internal Medicine.

21.02.2024

Гидрогели находят широкое применение в биомедицине — от доставки терапевтических агентов до матриц для регенерации тканей. Тем не менее, быстрое и прочное прикрепление гидрогелевых конструкций друг к другу остается нерешенной задачей. Один из способов склеивания предложили авторы статьи в PNAS — они использовали тонкие хитозановые пленки.

Существующие подходы к адгезии гидрогелей основаны на диффузии склеивающих агентов в жидкости и образовании ковалентных связей, и это требует длительного времени. Напротив, «сухая» адгезия основана на быстром поглощении жидкостей на границе гидрогель—гидрогель и работает практически мгновенно. Для создания адгезии между двумя альгинат-полиакриламидными гелями ученые применили сухие пленки хитозана. Эти пленки обеспечивали быстрое (менее чем за секунду) и прочное скрепление гидрогелей за счет нековалентных взаимодействий.

Исследователи также продемонстрировали несколько возможных применений такого склеивания гидрогелей. Они показали, что гидрогели можно закреплять на поверхностях при помощи хитозана — например, использовать их в качестве самоклеящихся повязок на поврежденный палец. Также гидрогели, поверхность которых покрыта тонкими хитозановыми пленками, авторы обернули вокруг разных органов и тканей, не приклеивая гидрогель к самой ткани. Таким способом они закрепили гидрогели на кишечнике, сухожилиях и периферических нервах. Как пояснил доктор Бенджамин Фридман, первый автор статьи, это может пригодиться для того, чтобы «изолировать ткани друг от друга во время операций, поскольку в противном случае могут образовываться фиброзные спайки».
14.02.2024

Паук Джоро (Trichonephila clavate) — коренной обитатель Японии, однако в 2013 году он был впервые замечен в США и тех пор распространился по всему штату Джорджия и юго-востоку страны. Их золотистую паутину можно заметить повсюду — на столбах линий электропередачи, дорожных указателях, заправках, то есть даже в местах не очень тихих, где шум и вибрация могут помешать пауку заметить жертву, попавшую в ловушку. Американские исследователи проверили, повлияло ли шумное соседство на поведение T. clavate.

Авторы касались паутины вибрирующим камертоном. Из 357 испытаний около 20 различных дорог пауки атаковали в 59% случаев. Разброс был очень велик (от 30% до 80%) и зависел от локации. Пауки, живущие вдоль шумных магистралей, атаковали реже (51%), чем живущие вдоль тихих дорог (65%). Однако на вес и здоровье пауков такая разница в поведении не повлияла. Скорее всего, пауки как-то компенсировали воздействие отвлекающих факторов. «Я не знаю, насколько люди будут счастливы это услышать, но я думаю, что эти пауки пришли, чтобы остаться», — отметила студентка третьего курса Университета Джорджии Алекса Шульц, один из авторов исследования.

09.02.2024

Генетически модифицированные микроорганизмы находят все более широкое применение в промышленности, но с этим связаны и риски — например, при нарушении условий содержания микроорганизм может попасть в окружающую среду. Один из способов предотвратить такие утечки предложили авторы статьи в Nature Communications. Чтобы контролировать выживание пекарских дрожжей, они изменили стабильность нескольких ключевых белков и сделали ее зависимой от эстрадиола.

Ученые получили 775 штаммов Saccharomyces cerevisiae; в одном из генов каждого штамма  был изменен дегрон (участок, регулирующий скорость деградации белка). Модифицированный дегрон стабилизировался эстрадиолом, поэтому каждый из 775 полученных штаммов сохранял экспрессию белка только в присутствии этого соединения. Три гена — SPC110, DIS3 и RRP46 — оказались наиболее подходящими мишенями. Соответствующие штаммы нормально росли в присутствии эстрадиола, но их рост нарушался в его отсутствие. Наиболее значительное сдерживание роста обеспечил штамм с модификацией SPC110 — частота уклонения от такой системы контроля составила менее 5×10-7. Однако некоторым клеткам все же удавалось обойти внесенное учеными ограничение. Анализ «нарушителей» показал, что наиболее частым способом была мутация, вносящая преждевременный стоп-кодон на C-конце белка. Удаление C-концевого домена белка еще сильнее снизило выживаемость модифицированных дрожжей в отсутствие эстрадиола.

Авторы отмечают, что предложенный метод, основанный на лиганд-зависимом изменении стабильности ключевых белков, можно расширить — например, использовать другие малые молекулы в тех случаях, когда применение эстрадиола нежелательно.

07.02.2024

Американские исследователи проанализировали связь температуры тела и симптомов депрессии более чем у 20 000 человек из 106 стран. Испытуемые носили приборы для постоянного измерения температуры тела, а также сообщали о наличии у них симптомов депрессии каждый день в течение семи месяцев. Оказалось, что с увеличением тяжести симптомов депрессии возрастала и температура тела. Это самое крупное исследование, показавшее такую связь.

Ранее другие исследования продемонстрировали, что горячая ванна или сауна могут снизить симптомы депрессии. Авторы новой работы предположили, что это связано с включением механизма самоохлаждения, например, через пот. Они отметили, что повышение внешней температуры снижает собственную температуру тела человека на большее время, чем прямое охлаждение, например, с помощью ледяных ванн.

Остается еще много открытых вопросов. Пока неясно, поднимает ли депрессия температуру тела или высокая температура тела вызывает депрессию. Также неизвестно, связан ли рост температуры с нарушением механизмов самоохлаждения, усилением выработки тепла или обоими факторами.

07.02.2024

Британские ученые показали, что высокий уровень развития мелкой моторики в раннем детстве ассоциирован с лучшими оценками при получении аттестата об общем среднем образовании (GCSE) в 16 лет и меньшими проблемами с поведением в школе. В этой закономерности важную роль играет генетика.

Авторы анализировали данные 9625 детей из Twins Early Development Study. В возрасте двух, трех и четырех лет у них оценивали мелкую моторику с помощью рисования, игры со строительными блоками и складывания бумаги. Исследователи получали информацию об оценках и поведении детей в возрасте 7–8, 12 и 16 лет. Низкий уровень развития мелкой моторики был ассоциирован с проблемным поведением в школе (в том числе с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ) и худшими оценками. Выявленные ассоциации сохранялись, если учитывать социоэкономические факторы, такие как образование и работа родителей.

Для изучения генетической составляющей этой связи использовали полигенную оценку рисков (polygenic score, PGS). Высокий уровень развития мелкой моторики в детстве был ассоциирован с более низкой PGS, связанной с СДВГ, и более высокой PGS, связанной с тревожностью. Выявление причинно-следственной связи — задача будущих исследований.