Первый в мире препарат против болезни Альцгеймера, нацеленный на амилоидные бляшки, получил одобрение FDA

В понедельник, 7 июня, компания Biogen объявила об одобрении препарата ADUHELM (адуканумаб) в США по ускоренной процедуре. Препарат представляет собой человеческое моноклональное антитело, направленное на бета-амилоиды. На сегодня это первое и единственное зарегистрированное средство против болезни Альцгеймера, которое борется именно с амилоидной патологией.

Адуканумаб — лекарство со сложной историей. В 2015 году Biogen в партнерстве с Eisai запустили два крупных клинических испытания, по результатам которых препарат был признан неэффективным. Однко в конце 2019 года компания пересмотрела результаты и снова подала заявку в FDA. Управление поддержало одобрение препарата, несмотря на то, что, по мнению независимого комитета, данных о его эффективности было недостаточно.

Адуканумаб прошел два испытания фазы 3, EMERGE и ENGAGE, а также двойное слепое плацебо-контролируемое испытание фазы 1b (PRIME). Уровень отложения амилоидов у испытуемых снизился на 71%, 59% и 61% соответственно. Условия ускоренного одобрения предполагают, что Biogen проведет еще одно контролируемое испытание, чтобы подтвердить клиническую выгоду препарата для пациентов с болезнью Альцгеймера.

По словам представителей Biogen, адуканумаб предназначен для пациентов с ранней стадией болезни Альцгеймера амилоидными бляшками. Инфузии препарата должны проводиться ежемесячно. Врачи ожидают большой спрос на адуканумаб. Перед назначением пациент должен будет пройти обследование для подтверждения отложения амилоидов.

Добавить в избранное

Вам будет интересно

13.10.2025
448
0

Глобальная церебральная ишемия (ГЦИ), вызванная нарушением притока крови к мозгу (обычно после остановки сердца или черепно-мозговой травмы), остается основной причиной комы и нарушений сознания. Кома часто приводит к смерти и другим неблагоприятным исходам, если ее быстро не диагностировать и не начать лечить. Долгое время считалось, что у пациентов в коме мало шансов на полноценное выздоровление, в том числе из-за гипотезы об отсутствии нейрогенеза у взрослых.

Однако многочисленные исследования показали, что, несмотря на внешнюю потерю сознания, у многих пациентов сохраняется активность мозга, иногда включая способность мыслить и даже реагировать, например, отвечать на вопросы. Пациенты, находящиеся в коме, могут чувствовать боль. Исследователи из США под руководством сотрудников Immorta Bio Inc. опубликовали обзорную статью, в которой предложили стратегию лечения людей в коме, основанную на новейших данных об этом состоянии.

ГЦИ вызывает сенесценцию глиальных клеток (астроцитов и микроглии) и эндотелиальных клеток, которые выделяют провоспалительные и токсичные вещества (секреторный фенотип, связанным со старением, или SASP). SASP усугубляет нейровоспаление, нарушает гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) и вызывает гибель нейронов в уязвимых областях, таких как гиппокамп и кора головного мозга, способствуя длительной потере сознания. Одновременно ишемия повышает уровень факторов роста, таких как BDNF и VEGF, которые усиливают деление нервных стволовых клеток и их миграцию в поврежденные области, что, как предполагается, является ключом выхода из комы.

Ученые предполагают оценить нагрузку сенесцентных клеток, после чего использовать сенолитические подходы для удаления сенесцентных клеток и снижения нейровоспалительной нагрузки («очистки от дебриса»). После снижения нагрузки сенесцентных клеток возможны различные регенеративные вмешательства для восстановления критических областей мозга. Например, терапия стволовыми клетками в сочетании с электрофизиологической/фармакологической стимуляцией. В частности, авторы, среди которых — сотрудники компании Immorta Bio Inc., предлагают использовать их достижения в области сенолитической терапии, такие как иммунотерапия SenoVax, и регенеративные технологии, такие как мезенхимальные стволовые клетки Stemcell Revivify.

15.09.2025
592
0

Согласно исследованию, проведенному среди людей старше 50 лет в 18 странах Европы, у людей с депрессией выше риск развития диабета, и наоборот, у людей с диабетом выше риск развития депрессии, независимо от места проживания. Результаты исследования ирландских ученых представлены на ежегодном собрании Европейской ассоциации по изучению диабета в Вене (15–19 сентября).

Исследователи проанализировали данные трех крупных проспективных исследований — английского лонгитюдного исследования старения, ирландского лонгитюдного исследования старения и исследования здоровья, старения и выхода на пенсию в Европе — о более чем 45 000 человек 50 лет и старше (средний возраст 65 лет, 57% женщин) из 18 европейских стран. Учитывались возраст, пол, индекс массы тела, статус курения и физическая активность, а также наличие диабета 1 или 2 типа и симптомов депрессии (шкалы CES-D и EURO-D). Данные из всех стран сравнивали с данными из Австрии, потому что она была первой в списке стран по алфавиту.

Вероятность развития диабета была самой низкой в Нидерландах и самой высокой в Португалии. По сравнению с человеком, живущим в Австрии, у человека из Нидерландов вероятность развития диабета была примерно на 65% ниже, а у человека, живущего в Португалии, — более чем на 90% выше. Вероятность развития тяжелых депрессивных симптомов была самой низкой в Дании и самой высокой в Италии. У человека, живущего в Дании, она была примерно на 20% ниже, чем у человека из Австрии, в то время как у человека из Италии — почти на 150% выше.

Несмотря на это, связь между депрессией и диабетом была в целом схожей для всех стран. У людей с выраженными депрессивными симптомами вероятность развития диабета в течение периода наблюдения была на 15% выше, чем у людей без симптомов депрессии. И наоборот, у людей, живущих с диабетом, вероятность развития тяжелых депрессивных симптомов была на 48% выше, чем у людей без диабета. Кроме того, чем выше индекс массы тела человека с диабетом, тем выше вероятность развития тяжелых депрессивных симптомов.

10.09.2025
1183
0

Одинаково ли люди воспринимают цвета? Этим вопросом много лет задаются как философы, так и нейробиологи. Авторы статьи в Journal of Neuroscience исследовали его экспериментально — они оценили репрезентацию цвета в мозге человека и показали, что восприятие цвета и его обработка одинаковы у разных людей.

Ученые пригласили для исследования 15 добровольцев, измеряя активность их мозга в ответ на цветовые стимулы с помощью функциональной МРТ (фМРТ). Собрав данные, нейробиологи обучили линейный классификатор предсказывать цвет, который сейчас видит человек, по активности его мозга. Чтобы избежать ошибки, они не включали в обучающую выборку данные конкретного испытуемого — предсказание опиралось исключительно на активность мозга других добровольцев и общие черты между пространственным кодированием в их мозге и мозге тестируемого участника. Оказалось, что реакции мозга разных людей на цвета довольно универсальны — классификатор успешно предсказывал цвет и яркость стимула, предъявленного наблюдателю. Ключевыми участками, данные об активности которых позволяли предсказать реакцию на стимул, были области зрительной коры V1-V3, hV4 и LO1.

Один из авторов работы признает, что это открытие — предрасположенность некоторых клеток мозга к реакции на определенный цвет — удивило его, поскольку оно не совсем вписывается в устоявшуюся теорию зрительного восприятия цвета.

Ученые не исключают, что один и тот же оттенок все еще может по-разному восприниматься субъективно, однако активность мозга в ответ на него неожиданно консервативна. Проверьте, какой оттенок бирюзового все еще голубой для вас.

08.09.2025
642
0

Исследователи из Бразилии отследили последствия употребления семи низкокалорийных и бескалорийных подсластителей — аспартама, сахарина, ацесульфама калия, эритрита, ксилита, сорбита и тагатозы. Оказалось, что у людей, потреблявших их в больших количествах, быстрее ухудшались мыслительные способности и память по сравнению с теми, кто потреблял их в меньших количествах. Эта связь была более выраженной у людей с диабетом.

Подсластители в основном встречаются в ультраобработанных продуктах, таких как ароматизированная вода, газированные и энергетические напитки, йогурт и низкокалорийные десерты. В исследовании приняли участие 12 772 взрослых человека, средний возраст которых составил 52 года; наблюдение за ними велось в среднем восемь лет. Сначала участники заполняли анкеты о своем рационе, подробно описывая, что они ели и пили за последний год. Исследователи разделили их на три группы в зависимости от общего количества потребляемых искусственных подсластителей. В начале, середине и конце исследования участникам предлагались когнитивные тесты для отслеживания памяти, языковых способностей и мышления. Тесты оценивали беглость речи, рабочую память, запоминание слов и скорость обработки информации.

После внесения поправки на такие факторы, как возраст, пол, высокое кровяное давление и сердечно-сосудистые заболевания, исследователи обнаружили, что у людей, потреблявших наибольшее количество подсластителей, общие навыки мышления и памяти снижались на 62% быстрее, чем у тех, кто потреблял наименьшее количество подсластителей. Это эквивалентно примерно 1,6 годам старения. У людей из средней группы навыки снижались на 35% быстрее, чем у людей из группы низкого потребления, что эквивалентно примерно 1,3 годам старения. Исследователи обнаружили связь у людей младше 60 лет, но не старше. Наличие связи не доказывает, что подсластители вызывают снижение когнитивных способностей, необходимы дополнительные исследования для подтверждения полученных результатов.

14.08.2025
887
0

Ацетаминофен (парацетамол) — безрецептурное лекарство, наиболее часто используемое при боли и жаре во время беременности. Его принимают более половины всех беременных женщин в мире. Однако систематический обзор исследователей из США показал связь между приемом парацетамола беременной женщиной и повышенным риском нарушений нейроразвития у детей, включая расстройства аутистического спектра (РАС) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

В обзор вошли 46 исследований, из них 27 показали положительную связь между приемом препарата и нарушением нейроразвития, 9 не показали никакой связи, 4 продемонстрировали протективный эффект. Однако наиболее качественные исследования демонстрировали положительную связь. А учитывая широкое распространение этого препарата, даже небольшое увеличение риска может иметь серьезные последствия для общественного здравоохранения.

Известно, что парацетамол проникает через плаценту. Вероятно, он может вызывать окислительный стресс, нарушать гормональный гомеостаз и провоцировать эпигенетические изменения, которые могут повлиять на развитие мозга зародыша. Пока неясно, действительно ли препарат вызывает РАС и СДВГ, однако авторы призывают учитывать все факторы при его назначении.

«Беременным женщинам не следует прекращать прием лекарств без консультации с врачом», — подчеркнул Диддье Прада, доцент Медицинской школы Икана в Маунт-Синай, один из авторов статьи. «Оставленная без лечения боль или лихорадка также могут навредить ребенку. Наше исследование подчеркивает, как важно обсудить наиболее безопасный подход с медицинскими работниками и рассмотреть немедикаментозные варианты, когда это возможно».