Припоминание пережитого сильнее активирует нейроны гиппокампа, чем сами события

Один из ритмов мозга — тета-волны, наиболее выраженные в гиппокампе, — напрямую связан с памятью и воспоминаниями. Гиппокамп играет ключевую роль в процессах памяти, и недавняя работа в журнале Neuron показала, что ритмы его электрической активности сильнее выражены в процессе припоминания событий, а не при их непосредственном переживании.

Ученые отобрали 13 пациентов, направленных на хирургическое лечение эпилепсии. Им провели интракраниальную ЭЭГ, в ходе которой они выполняли два задания. Сперва испытуемым предлагалась задача пространственной навигации, которую они выполняли в виртуальной среде, управляя передвижением при помощи джойстика. Затем им нужно было вспомнить проделанный маршрут, и в этом задании физические движения уже не требовались. Оказалось, что во втором случае тета-ритмы гиппокампа были интенсивнее — это говорит о том, что припоминание событий активирует нейроны гиппокампа сильнее, чем переживаемый опыт.

В будущем авторы работы планируют провести исследование на большей выборке пациентов, в которой будут и свободно передвигающиеся испытуемые. Это даст ученым возможность сопоставить физические перемещения с воспоминаниями о них.

21.05.2024

Группа под руководством швейцарского ученого Грегуара Куртина провела клинические исследования ARCEX — устройства для неинвазивной электростимуляции спинного мозга, которое улучшило функцию рук у людей с травмой спинного мозга и параличом всех четырех конечностей. (Та же группа создала цифровой мост между головным и спинным мозгом для восстановления подвижности после травмы.) Все участники прошли стандартную двухмесячную программу реабилитации, затем еще два месяца к той же программе добавлялась терапия ARCEX. Из 60 участников у 43 функции кистей рук заметно улучшились. Подробнее

В лаборатории речевых технологий Гронингенского университета (Нидерланды) разработали мультимодальный алгоритм для улучшения обнаружения сарказма в звучащей речи. Незначительные изменения тона, передающие сарказм, сбивают с толку компьютерные алгоритмы, ограничивая возможности виртуальных помощников и инструментов анализа контента, отмечают авторы. Для обучения алгоритма они использовали аудиозаписи, разделив их на сегменты и присвоив каждому сегменту смайлики, отражающие эмоциональное содержание. Подробнее

Исследователи из Университета Восточной Англии разработали новую фотополимеризующуюся смолу для 3D-печати интраокулярных (внутриглазных) линз, необходимых людям с катарактой, а также применяемым для коррекции близорукости, дальнозоркости и других аномалий зрения. В последнее время интраокулярные линзы чаще всего изготавливаются из полиакрилатов методами токарной обработки или формования. По мнению авторов работы, 3D-печать повысит скорость и точность производства линз, сделает доступным более сложный индивидуализированный дизайн, позволит расширить показания для таких операций и использовать новые материалы. Подробнее

Как показало исследование с участием 61 подростка, чувствительность к недосыпанию зависит от индекса массы тела. Подростки с более высоким уровнем ожирения получали пониженные баллы по показателям когнитивных способностей после одной ночи с сокращенной продолжительностью сна (в среднем до 4 ч 12 мин). В то же время у подростков с нормальным весом не было выявлено снижения умственной работоспособности. Подробнее

Бактерии могут использовать три разных механизма, иногда одновременно, чтобы временно увеличить количество копий генов устойчивости к антибиотикам: тандемную амплификацию, увеличение числа копий плазмиды и транспозиция генов устойчивости в криптические плазмиды. Так возникает гетерорезистентность — явление, при котором большинство бактерий в популяции чувствительны к антибиотикам, но очень небольшая субпопуляция устойчива. Этот тип резистентности нестабилен — число копий может снизиться в отсутствие антибиотика, что затрудняет обнаружение и контроль устойчивых бактерий. Подробнее

14.05.2024

Ученые проанализировали медицинские данные 12 394 детей в возрасте от шести месяцев до семи лет, а также 3 889 людей в возрасте 24 лет и показали, что дети с хроническим недосыпом почти в два раза чаще страдают от психоза и почти в четыре раза чаще испытывают психотический эпизод к 24 годам. Причинно-следственную связь показать не удалось, но дело может быть в повышенном уровне воспаления. Подробнее.

Ученые реконструировали самый большой на настоящий момент фрагмент мозга человека до единичных синапсов. Впрочем, «большой» в данном случае означает всего лишь половину рисового зерна. Но этот кубический миллиметр мозга вмещает 57 000 клеток, 230 миллиметров кровеносных сосудов, 150 млн синапсов и 1400 терабайт данных. Есть одно затруднение — мозг принадлежал человеку с эпилепсией, так что ученые не уверены, что из обнаруженных закономерностей является нормой, а что — последствием болезни. Подробнее

У бабочек и моли пол чаще всего определяет специфичная для самок хромосома W, несущая ген Feminizer, которая инициирует развитие по женскому пути и подавляет ген Masculinizer на половой Z-хромосоме (инициирует развитие по мужскому пути). Однако у африканских бабочек Bicyclus anynana работает другой механизм. Пол определяется числом и гетерозиготностью аллелей гена BaMasc на хромосоме Z. Эмбрионы с единственным аллелем BaMasc (WZ и Z0) развиваются в самок, гетерозиготы по гену BaMasc с кариотипом ZZ — в самцов, а гомозиготы ZZ — в самок, которые погибают еще во время эмбриогенеза. Отбор против гомозигот привел к тому, что среди 246 самок обнаружили 205 разных последовательностей BaMasc. Подробнее.

Ферменты с бороновой кислотой в реактивном центре не встречаются в природе, но активно изучаются химиками. В настоящий момент их использование ограничено, так как эти ферменты действуют медленно и не очень подходят для получения конкретного энантиомера. В новой работе ученые внесли в фермент группу с бором в составе синтетической аминокислоты. После этого они использовали направленную эволюцию, чтобы получить ферменты с лучшими свойствами. Подробнее.

Гибкость работы мозга обеспечивается за счет такого свойства нейронов, как «смешанная селективность». У большинства нейронов нет одной заданной функции, вместо этого они параллельно участвуют в разных вычислениях (мыслях). Сфокусироваться нейронам помогают осцилляции (когда множество нейронов поддерживают единый ритм электрической активности) и нейромедиаторы. Подробнее

07.05.2024

Персонализированный алгоритм для скрининга на преэклампсию в первом триместре беременности может помочь выявить женщин с повышенным риском развития этого осложнения. В исследовании участвовали более 7000 женщин. Новый алгоритм включает в себя сбор анамнеза, УЗИ и ряд биомаркеров. Он лучше определял женщин с повышенным риском преэклампсии, чем действующие рекомендации. Женщинам, у которых был выявлен повышенный риск преэклампсии, может помочь ежедневная низкая доза аспирина. Подробнее.

Новая электронная кожа для роботов способна растягиваться, не теряя чувствительность, в отличие от предыдущих моделей. Как и кожа человека, новая искусственная кожа может адаптироваться к движениям. Это особо важно для роботов, которые будут использованы в медицинской сфере. Подробнее.

При мигрени может помочь операция по декомпрессии нерва. В этом случае часто используют Ботокс, чтобы определить, вовлечен ли сайт будущей операции в развитие мигрени: если инъекция снимает головную боль, скорее всего, операция поможет. Однако существует не так много исследований, которые показывали бы предсказательную ценность процедуры. В новой работе при положительном тесте с Ботоксом операция помогла 17 пациентам из 19, а при отрицательном — 13 из 21. Положительная предсказательная ценность теста составила 89,5%, и авторы рекомендуют продолжать использовать этот подход. Подробнее.

Ранее уже сообщалось, что газовые плиты — источник вредного для здоровья диоксида азота (NO2). Однако новая работа показала, что NO2 концентрируется не только на кухне, но и в соседних комнатах, а его уровень остается повышенным в течение нескольких часов после того, как плита была выключена. Диоксид азота может усиливать приступы астмы, также было показано отрицательное влияние этого газа на развитие легких у детей. Эффект NO2 зависит от размера дома или квартиры, а значит, и от уровня достатка. Подробнее.

В эдиакарском периоде (635–541 млн лет назад) появились первые многоклеточные организмы. Новое исследование позволяет предположить, что их появление связано с изменением силы магнитного поля Земли. В этот период магнитное поле было примерно в 30 раз слабее, чем сейчас. Заряженные частицы, долетающие до Земли от солнца, «сдували» легкие атомы водорода из атмосферы, что повышало относительное содержание кислорода вместо образования молекул воды. Многоклеточным организмам, особенно способным к движению, необходимо много кислорода, так что их появление именно в это время вряд ли является случайным. Подробнее

27.04.2024

Однократная доза креатина может временно улучшить когнитивные функции при нехватке сна, установили исследователи из Германии. Ключевая функция креатина — участие в энергетическом обмене и регенерация молекул АТФ в мышцах и мозге (поэтому он входит в состав добавок для спортивного питания). Ранее было показано улучшение когнитивных функций при продолжительном приеме креатина, а также его способность противодействовать нежелательным изменениям метаболизма в мозге при депривации сна.

Пятнадцать добровольцев в возрасте 20–28 лет участвовали в двух повторностях эксперимента: в одну ночь получали высокую дозу креатина (0,35 г/кг), в другую плацебо, затем всю ночь не спали. До начала эксперимента, а также через 3, 5,5 и 7,5 часов после приема креатина или плацебо участники проходили тесты и МРТ-сканирование. Уже через три часа у принявших креатин улучшались метаболизм мозга и результаты тестирования, в частности, кратковременная память в тестах на запоминание цифр и слов. Через четыре часа эффект достигал пика и продолжался около девяти часов.

Клетки ЦНС обычно поглощают креатин в небольших количествах и восполняют потребность в нем за счет синтеза; эффект дополнительных доз можно наблюдать только в стрессовых условиях, повышающих его внутриклеточное потребление. «На данный момент людям не рекомендуется принимать такую высокую дозу креатина в домашних условиях, поскольку высокие дозы этого вещества создают большую нагрузку на почки, — говорит первый автор статьи Али-Горджи-Нейад из Института нейронаук и медицины (Юлих, Германия). — Однако, если будущие исследования покажут улучшение когнитивных функций при более низких дозах, креатин может стать серьезным конкурентом кофе во время долгих рабочих ночей».

26.04.2024

Когда мышь видит и чувствует еду, ее тело начинает готовиться к поступлению в организм питательных веществ. Ученые показали, что эта подготовка включает в себя активацию митохондрий печени. Эффект опосредован нейронами POMC, которые передают сигнал печени спустя несколько секунд после восприятия еды мышью. Подробнее

Мышь может воспринимать запахи с помощью обонятельной системы крысы. Изначально ученые хотели пересадить часть мозга крысы в мозг мыши, но оказалось, что после определенного этапа развития это невозможно. Тогда они ввели крысиные стволовые клетки в мышиную бластоцисту. Часть крысиных клеток оказалось в мозге. Если запрограммировать мышиные эмбрионы на уничтожение клеток собственной обонятельной системы, крысиные клетки займут их место. Такая мышь с гибридным мозгом легко находит по запаху спрятанное печенье. Подробнее.

Для кальмаров Heterololigo bleekeri характерны две стратегии при размножении. Одни отгоняют соперников, вводят сперму в тело самки, а потом охраняют самку, пока она откладывает яйца; другие подкрадываются к кладке и выпускают сперму в окружающую среду, чтобы она оплодотворила часть яиц. Ученые показали, что стратегия зависит от даты рождения кальмара — самцы, рожденные между апрелем и серединой июля, успевают вырасти к началу сезона спаривания и используют первую стратегию, а самцы, рожденные между июнем и серединой августа, мельче и предпочитают второй подход. Подробнее.

Исследователи создали искусственные клетки с функциональным цитоскелетом, который может изменять форму и реагировать на условия среды. Цитоскелет строится из ДНК с заданными свойствами, которая связывает пептиды. Подробнее.

Очень многие водные животные могут светиться. Считается, что способность к биолюминесценции развивалась в процессе эволюции по крайней мере 94 раза. Ранее ученые полагали, что впервые биолюминесценция появилась у ракообразных из класса остракодов 267 млн лет назад. Но новые исследования отодвинули эту дату — оказалось, что это произошло 540 млн лет назад у октокораллов. Интересно, что функция биолюминесценции у этих существ неизвестна — они светятся, если к ним прикоснуться, но не используют свет для охоты, общения или привлечения партнера. Подробнее