Содержание бактерии Vibrio vulnificus в тропических водах зависит от осадков

Бактерия Vibrio vulnificus — это оппортунистический патоген, способный вызвать тяжелые инфекции у людей с нарушенным иммунитетом. В течение года ученые наблюдали, как изменяется содержание V. vulnificus в теплых водах канала Ала-Вай (Гавайи). С помощью количественной ПЦР, нацеленной на ген гемолизина, они показали, что численность бактерии варьирует в пределах четырех порядков. При этом вода все время оставалась теплой (19–31°C), а колебания температуры воды не оказывали значимого воздействия на содержание V. vulnificus. В среднем численность бактерии была ниже в засушливый летний сезон. Наивысший средний показатель достигался в сезон небольших осадков, когда соленость воды становилась умеренной и повышались концентрации восстановленного азота и кремнезема. Ученые также выяснили, что более патогенный генотип V. vulnificus обладает большей толерантностью к повышенной солености воды.

Таким образом, содержание бактерии в тропических водах зависит от цикла осадков, а не от температурного цикла, что характерно для организмов в более высоких широтах. Однако стохастичность осадков и их непрямое влияние на численность V. vulnificus затрудняют ее предсказание.

31.05.2024

Даже после очистки сточных вод антибиотики попадают в реки и озера, где могут влиять на здоровье животных. Исследователи показали, что под действием антибиотика у большого прудовика (пресноводного моллюска) начинаются проблемы с памятью. Сначала прудовиков обучали, что любимый им морковный сок содержит неприятное для них вещество — хлорид калия. Живущие в чистой воде прудовики быстро обучались, а живущие в воде, загрязненной антибиотиком, продолжали пытаться выпить сок. Авторы связывают это явление с нарушением микробиоты прудовиков. Подробнее.

Приблизительно каждая сороковая клетка костного мозга человека содержит значительные хромосомные перестройки, не вызывая, по-видимому, заболевания или аномалии. У людей старше 60 число таких клеток увеличивается, что может быть еще одним механизмом развития болезней, ассоциированных со старением. По словам авторов исследования, все мы являемся мозаиками. И разница между геномами двух клеток одного организма может быть больше, чем между клетками двух организмов. Подробнее

До того, как дети учатся называть различные цифры, они могут проходить стадию, когда они издают необходимое число звуков голосом. Оказалось, что черная ворона (Corvus corone) тоже способна на такой счет. Ученые натренировали трех ворон, чтобы те издавали от одной до трех вокализаций в ответ на визуальные (цветные числа) или звуковые стимулы (определенные звуки). В конце вокализаций ворона должна была клюнуть цель. Действительно, вороны издавали нужное число вокализаций в ответ на стимулы. Подробнее

ИИ-модель Dev-ResNet может отследить, что происходит во время эмбрионального развития, анализируя видео. В качестве предмета исследователи выбрали большого прудовика. Dev-ResNet различает ключевые события, такие как начало работы сердца, формирование раковины, вылупление и даже гибель. Уже сейчас модель показала влияние температуры на различные процессы, о котором авторы и не подозревали. Подробнее

Диапауза (торможение обмена веществ) характерна для эмбрионов многих позвоночных, живущих в засушливых условиях. Особенность эмбриона рыбы нотобранх Фурцера (Nothobranchius furzeri), живущей в Мозамбике и Зимбабве, состоит в том, что он входит в диапаузу на более поздних стадиях и может пребывать в этом состоянии до двух лет. Ученые охарактеризовали гены, позволяющие рыбе пережить засуху. Они показали, что диапауза у этих рыб развилась 18 млн лет назад, но гены, отвечающие за ее работу, намного древнее — им уже 473 млн лет. Схожие паттерны экспрессии выявили у других животных во время диапаузы, например, у мышей. Подробнее.

21.05.2024

Группа под руководством швейцарского ученого Грегуара Куртина провела клинические исследования ARCEX — устройства для неинвазивной электростимуляции спинного мозга, которое улучшило функцию рук у людей с травмой спинного мозга и параличом всех четырех конечностей. (Та же группа создала цифровой мост между головным и спинным мозгом для восстановления подвижности после травмы.) Все участники прошли стандартную двухмесячную программу реабилитации, затем еще два месяца к той же программе добавлялась терапия ARCEX. Из 60 участников у 43 функции кистей рук заметно улучшились. Подробнее

В лаборатории речевых технологий Гронингенского университета (Нидерланды) разработали мультимодальный алгоритм для улучшения обнаружения сарказма в звучащей речи. Незначительные изменения тона, передающие сарказм, сбивают с толку компьютерные алгоритмы, ограничивая возможности виртуальных помощников и инструментов анализа контента, отмечают авторы. Для обучения алгоритма они использовали аудиозаписи, разделив их на сегменты и присвоив каждому сегменту смайлики, отражающие эмоциональное содержание. Подробнее

Исследователи из Университета Восточной Англии разработали новую фотополимеризующуюся смолу для 3D-печати интраокулярных (внутриглазных) линз, необходимых людям с катарактой, а также применяемым для коррекции близорукости, дальнозоркости и других аномалий зрения. В последнее время интраокулярные линзы чаще всего изготавливаются из полиакрилатов методами токарной обработки или формования. По мнению авторов работы, 3D-печать повысит скорость и точность производства линз, сделает доступным более сложный индивидуализированный дизайн, позволит расширить показания для таких операций и использовать новые материалы. Подробнее

Как показало исследование с участием 61 подростка, чувствительность к недосыпанию зависит от индекса массы тела. Подростки с более высоким уровнем ожирения получали пониженные баллы по показателям когнитивных способностей после одной ночи с сокращенной продолжительностью сна (в среднем до 4 ч 12 мин). В то же время у подростков с нормальным весом не было выявлено снижения умственной работоспособности. Подробнее

Бактерии могут использовать три разных механизма, иногда одновременно, чтобы временно увеличить количество копий генов устойчивости к антибиотикам: тандемную амплификацию, увеличение числа копий плазмиды и транспозиция генов устойчивости в криптические плазмиды. Так возникает гетерорезистентность — явление, при котором большинство бактерий в популяции чувствительны к антибиотикам, но очень небольшая субпопуляция устойчива. Этот тип резистентности нестабилен — число копий может снизиться в отсутствие антибиотика, что затрудняет обнаружение и контроль устойчивых бактерий. Подробнее

17.05.2024

К порядку миксобактерий присоединилось новое семейство — Pendulisporaceae. Его отличает способность к образованию спор; представителей семейства обнаружили в образцах почвы Филиппин и Замбии. Это важное открытие, потому что представители Pendulisporaceae — хищники и вырабатывают антибактериальные вещества, которые потенциально можно использовать в клинике. Уже давно не появлялось принципиально новых антибиотиков, особенно способных справиться с резистентными грамотрицательными бактериями. Есть все шансы найти такие вещества у представителей нового семейства. Подробнее

Ученые проанализировали геном тернового венца — многолучевой морской звезды, которая быстро размножается и повреждает коралловые рифы, в том числе Большой Барьерный риф. Они выявили гены, связанные с размножением, а также гены, экспрессия которых зависит от сезона. Их задача — прицельно воздействовать на морских звезд, чтобы препятствовать их размножению и контролировать численность. Подробнее

У птиц Нью-Йорка выявили высокопатогенный подтип птичьего гриппа H5N1. Исследователи с помощью учащихся старшей школы собрали 1927 образцов птичьих фекалий с января 2022 года по ноябрь 2023 года. H5N1 обнаружили у шести птиц четырех видов; положительные образцы собрали в городских центрах реабилитации дикой природы. О присутствии H5N1 у птиц Нью-Йорка ученые уже знали, но, по словам авторов исследования, важно привлечь внимание к этой проблеме и обращаться с дикими птицами осторожно, даже если вы хотите им помочь. Подробнее.

Распространенный в настоящее время штамм холеры (Vibrio cholerae) обладает уникальным свойством — он умеет уничтожать чужеродные плазмиды, которые могут повредить ему. Эта «иммунная система» также защищает штамм от паразитических мобильных генетических элементов. Она состоит из двух белков, один таргетирует плазмидную ДНК, а другой уничтожает ее. Ученые также отметили сходство этой системы с комплексом CRISPR-Cascade. Подробнее

По всей видимости, родиной всех восьми видов баобабов был Мадагаскар, где они образовывали гибриды. Впоследствии два вида пересекли океан и заселили Африку и Австралию. Исследование также показало, как баобабы приспособились к таким разным опылителям — бражникам, лемурам и даже летучим мышам. Авторов особо интересует вопрос сохранения баобабов Мадагаскара. Подробнее.

02.05.2024

В 2022 году туберкулез выявили у 7,5 млн человек, 1,3 млн умерли. При этом 410 000 случаев и 160 000 смертей были вызваны резистентными к терапии микобактериями. Одним из новых подходов к борьбе с инфекцией может стать терапия, направленная на процессы в организме-хозяине. Она не воздействует на бактерии напрямую, но активирует несколько иммунных путей в зараженной клетке. Доклад на эту тему был представлен на Глобальном конгрессе Европейского общества по клинической микробиологии и инфекционным болезням (ESCMID Global Congress, 27–30 апреля 2024 года).

Терапия может активировать выработку иммунных пептидов и токсичных молекул, уничтожающих патогены, или сбалансировать воспалительный ответ. Авторы исследования использовали ингибиторы гистоновых деацетилаз. Некоторые из них подавляли рост туберкулезной микобактерии на 50–75% без антибиотиков. Может показаться, что этого мало, но, вполне вероятно, эти иммуномодуляторы будут работать совместно со стандартной терапией и даже обладать синергетическим эффектом с антибиотиками. Тогда дозы и время лечения уменьшатся. Некоторые ингибиторы гистоновых деацетилаз уже одобрены и применяются в клинике. Однако те вещества, которые наиболее эффективно подавляют рост микобактерии в клетках, еще необходимо испытать на доклинических моделях.

16.04.2024

Лекарственно-устойчивые инфекции ежегодно убивают более 1,2 миллиона человек, и к 2050 году это число может вырасти до 10 миллионов. ВОЗ классифицирует устойчивость к антибиотикам как одну из величайших угроз здравоохранению. Авторы исследования, которое будет представлено на Глобальном конгрессе ESCMID (Барселона, 27–30 апреля) нашли доказательства передачи бактерий с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) между кошками и собаками и их владельцами.

В исследование включили пять кошек, 38 собак и 78 человек из 43 домохозяйств в Португалии и 22 собаки и 56 человек из 22 домохозяйств в Великобритании. Анализировали образцы фекалий и мочи, мазков с кожи собак, кошек и их хозяев. Все люди были здоровы, у всех животных были инфекции кожи и мягких тканей или мочевыводящих путей, в дальнейшем вылеченные.

У одной собаки из Португалии обнаружили штамм кишечной палочки Escherichia coli с МЛУ, продуцирующий в том числе фермент OXA-181 (устойчивость к карбапенемам). Три кошки и 21 собака (24 из 43 домашних животных, 55,8%) и 28 владельцев (35,9%) были носителями бактерий, продуцирующих бета-лактамазы ESBL/Amp-C и устойчивых к цефалоспоринам третьего поколения. В одном домохозяйстве с кошкой и в четырех с собаками животное и хозяин были носителями одного и того же штамма с ESBL/AmpC. В одном из этих пяти домохозяйств у собаки и ее владельца также был общий штамм устойчивой к антибиотикам Klebsiella pneumoniae.

В Великобритании одна собака была колонизирована двумя штаммами кишечной палочки, продуцирующими бета-лактамазу NDM-5 и устойчивыми к цефалоспоринам третьего поколения, карбапенемам и некоторым другим группам антибиотиков. Enterobacterales, продуцирующие ESBL/AmpC, были выделены от восьми собак (36,4% домашних животных) и трех владельцев (12,5%). В двух домохозяйствах собака и владелец были носителями одних и тех же бактерий.

Исследователи рекомендуют хозяевам домашних питомцев строго соблюдать правила гигиены, в том числе мыть руки после того, как погладили животное. Также они считают, что домохозяйства с кошками и собаками следует включить в национальные программы мониторинга устойчивости к антибиотикам.