Утренний кофе. Оптимистичные и пессимистичные нейроны
Изучение рассеянного склероза затруднено невозможностью рутинного отбора прижизненной биопсии головного и спинного мозга. Исследователи из США проанализировали иммунный ландшафт при этой патологии с помощью губчатого импланта. Его помещали под кожу мышей, прежде чем вызвать у них заболевание, похожее на рассеянный склероз. Благодаря порам имплант задерживает иммунные клетки. Секвенирование РНК единичных клеток показало, что у больных мышей слишком активны CC-хемокины, которые привлекают иммунные клетки. Наночастицы, подавляющие вызванное этими хемокинами воспаление, предотвращали развитие заболевания при введении до появления симптомов и замедляли его при введении после. Подробнее.
Современные рекомендации по уровню витамина B12, необходимого для синтеза ДНК, формирования эритроцитов и нервной ткани, могут не отражать реальные потребности организма. Работа на эту тему вышла в Annals of Neurology. Авторы провели когнитивные тесты у 231 человека без деменции со средним возрастом 71 год. Средний уровень витамина B12 у испытуемых значительно превышал нижнюю рекомендованную границу. Однако, если учесть другие факторы, то участники с более низким уровнем активного компонента B12 хуже справлялись с тестами на скорость обработки информации, в том числе визуальной. С повышением возраста разница становилась заметнее. Подробнее.
Авторы исследования, опубликованного в Nature, рассмотрели, как мозг млекопитающих взвешивает риски и награду при принятии решений. Они анализировали активность нейронов мышей во время обучения с подкреплением, при этом награда и стимул независимо менялись. Исследователи выявили две группы нейронов, активность одних была связана с наиболее благоприятными исходами, других — с наименее благоприятным. Совместно эти нейроны помогают оценить весь спектр возможных наград. Авторы предлагают представить, будто в мозге есть оптимист и пессимист, и оба дают советы. При подавлении «оптимистичных» нейронов мышь вела себя так, будто ожидала меньшую награду, а при подавлении «пессимистичных» — будто ожидала высокую награду. Подробнее.
Международная группа исследователей показала, что фуранодиенон, компонент имбиря, селективно связывает PXR, ядерный рецептор, ассоциированный с воспалительными заболеваниями кишечника. Фуранодиенон снимает воспаление в кишечнике у мышей, подавляя выработку провоспалительных цитокинов. Он также увеличивает выработку белков плотных контактов, которые восстанавливают повреждения слизистой оболочки кишечника, вызванные воспалением. Подробнее.
Исследователи из Италии, Испании и США проанализировали, почему мужчины и женщины по-разному реагируют на острый стресс. У мужчин реакция чаще является агрессивной и направленной вовне, у женщин — направленной вовнутрь. Анализ показал, что в ответ на острый стресс (например, угрозу) мозг вырабатывает нейростероид под названием аллопрегнанолон, который помогает быстро адаптироваться и регулировать реакции. Для выработки аллопрегнанолона нужна активность фермента 5αR, который существует в двух основных формах: 5αR1 и 5αR2. Острый стресс повышает уровень 5αR2 (но не 5αR1) в лобной части мозга у самцов крыс. У самок крыс такого не происходит. Дополнительные исследования показали, что 5αR2 необходим для выработки аллопрегнанолона во время стресса, а 5αR1 поддерживает базовый уровень этого нейростероида. Подавление 5αR2 у самцов крыс приводило к тому, что эти животные медленнее реагировали как на острый стресс, так и на награду. Подробнее.