Утренний кофе. Пицца под звуки метронома
Инсульт значительно повышает риск развития деменции в последующие годы. Причем исследователи из США показали, что снижение когнитивных функций может быть более резким у людей с высшим образованием. Авторы проанализировали данные более 2000 человек, переживших инсульт с 1971 по 2019 гг. Люди с высшим образованием после инсульта лучше справлялись с заданиями на память, внимание и скорость обработки информации, чем люди без высшего образования. Но у них же сильнее страдали исполнительные функции — навыки, используемые для решения повседневных задач, такие как рабочая память и способность решать проблемы. Авторы считают, что получение высшего образования позволяет людям сохранять более высокий уровень когнитивных способностей до тех пор, пока не будет достигнут критический порог повреждения мозга после инсульта. С этого момента компенсация может не сработать, и произойдет быстрое снижение когнитивных функций. Аллель ApoE4 и количество инсультов не виляли на результат. Подробнее.
Сибирскую язву вызывает бактерия Bacillus anthracis, которая может проникнуть в организм при вдыхании, проглатывании, инъекции или контакте с кожей. Изначально инфекция поддается лечению, но через несколько дней проходит «точку невозврата», после которой пациент почти всегда обречен. Исследователи из США и Китая продемонстрировали на мышах, что даже после прохождения этой точки организму можно помочь выжить. B. anthracis вырабатывает два белка, которые совместно формируют летальный токсин. Он инактивирует ферменты группы MEK, отщепляя один из концов белковой молекулы. MEK1 и MEK2 контролируют путь ERK, участвующий в клеточном делении и выживании, а MEK3 и MEK6 регулируют путь p38, участвующий в защите от стресса. При воздействии токсина B. anthracis мыши с модифицированными MEK1/2 или MEK3/6 показывали гораздо более высокую выживаемость, чем животные дикого типа, то есть сибирская язва должна инактивировать как пути ERK, так и пути p38, чтобы убить своего хозяина. На мышах и человеческих клетках авторы показали, что комбинация трех факторов роста (применение которых по отдельности одобрено для других состояний) реактивирует сигнальный путь ERK и помогала организму или клеткам выжить. Подробнее.
Можно ли использовать ИИ для оказания психологической поддержки пациентов? На этот вопрос ответили исследователи из США. Они предоставили 106 пациентам с большим депрессивным расстройством, генерализованным тревожным расстройством или расстройствами пищевого поведения доступ к Therabot, терапевтическому чат-боту, через приложение на смартфоне. Пациенты общались с чат-ботом в течение восьми недель, половину времени они отвечали на запросы чат-бота или инициировали разговор, половину — только сами инициировали общение. В результате у людей с депрессией интенсивность симптомов снизились в среднем на 51%, с тревожным расстройством — на 31%, а с расстройствами пищевого поведения — на 19%, что все равно лучше, чем у контрольной группы. Исследователи пришли к выводу, что хотя терапия с привлечением ИИ по-прежнему остро нуждается в контроле со стороны врачей, она может обеспечить поддержку в режиме реального времени многим людям, у которых нет регулярного и непосредственного доступа к специалисту. Это довольно большая часть населения: на каждого терапевта в США приходится в среднем 1600 пациентов, страдающих депрессией или повышенной тревожностью. Подробнее.
Исследователи из Японии попросили 33 здоровых добровольцев 20–65 лет съесть кусок пиццы, пока в их наушниках звучали звуки метронома с различной частотой. Женщины обычно ели дольше, чем мужчины (87 против 63 секунд), жевали большее количество раз (107 против 80) и делали больше откусываний (4,5 против 2,1). Но темп жевания не зависел от пола. Если учесть различия между полами, продолжительность приема пищи была положительно связана с количеством откусываний и пережевываний, но не с ИМТ или темпом жевания. Когда в наушниках звучал метроном с низкой частотой, добровольцы ели дольше, чем в отсутствие ритма. Исследователи предлагают несколько простых стратегий для увеличения продолжительности приема пищи: увеличение количества жеваний за один укус, откусывание меньших по размеру кусков и, возможно, замедление темпа жевания с помощью успокаивающей музыки или ритмичных подсказок. Подробнее.
Самцы зебровой амадины начинают тренироваться петь свои брачные песни довольно рано, и сначала их песни совсем не похожи на песни взрослых. Им требуется около месяца ежедневных многочасовых тренировок, чтобы научиться исполнять песни правильно. Исследователи из США выяснили, что мотивирует амадин. Птицы пели в звукоизолированных комнатах, а исследователи следили за уровнем дофамина в базальных ганглиях. Они показали, что дофамин растет во время тренировки, более того, он растет более значительно, если птица поет лучше, чем типично для ее возраста. При химической блокировке дофамина амадины продолжали петь, но переставали улучшать свои песни, то есть обучение сходило на нет. Проблемы с передачей сигналов дофамина в базальных ганглиях также связаны с рядом заболеваний, включая болезнь Паркинсона и шизофрению. Подробнее.