Утренний кофе. Разум растений

Международная группа ученых обнаружила нового паразита рыб. Сначала открытие было сделано на тропической рыбке, потом авторы продемонстрировали с помощью ДНК-баркодирования, что паразит встречается в рыбе по всему миру. Он относится к новой группе, которую назвали ихтиоколиды. По-видимому, паразит не представляет опасности для людей, но важен для экологии рыб. Подробнее

Другая группа ученых предложила новый способ борьбы с меланомой. Они упаковывали аминокислоту тирозин в наномицеллы, таргетирующие раковые клетки. Под действием тирозина в опухолевых клетках менее активно идет гликолиз, они переключаются на синтез меланина, в результате рост опухоли замедляется. Более того, воздействие на такие клетки лазером ближнего ИК диапазона уничтожает их у мышиной модели. Подробнее.

Международная группа ученых показала, что местным растениям необходимо распространяться со скоростью 3,25 км в год, чтобы приспособиться в меняющемуся климату. К сожалению, они двигаются со средней скоростью 1,74 км в год, тогда как инвазивные виды распространяются со скоростью 35 км в год, а при помощи людей — 1883 км в год. Учитывалась как случайная помощь, например, когда семена налипают на грузовые контейнеры, так и намеренная, когда садовники высаживают инвазивные виды для украшения сада. Подробнее

Британские ученые заражали ранее не болевших людей COVID-19 и анализировали их иммунный ответ. Часть людей заболела, у других выявлялась положительная реакция на вирус, но полноценная инфекция не развилась. Наконец, у третьей группы вирус не выявлялся, но иммунитет активировался. У второй и третьей групп обнаруживался высокий уровень экспрессии HLA-DQA2 в антигенпрезентирующих клетках. У таких людей выше устойчивость к заражению COVID-19. Подробнее.

Исследователи из США обнаружили, что золотарник высокий (Solidago altissima) при поедании насекомыми выпускает летучие органические соединения, которые сообщают насекомым, что растение повреждено и является плохим источником пищи. В ответ соседние растения тоже начинают производить подобные соединения. Ранее было показано, что по отражению красного света золотарник «понимает», есть ли в ближайших окрестностях еще подобные растения. Если есть, то при получении сигнала об опасности золотарник растет быстрее и вырабатывает больше защитных соединений. Если нет, растение не увеличивает размеры и вырабатывает другие химические вещества. Такое поведение золотарника заставило некоторых ученых задуматься о разумности растений. Подробнее.

19.07.2024

Палеолитическая диета — популярный выбор для людей, стремящихся похудеть и нормализовать уровень сахара. Ученые проверили на мышах, насколько диета безопасна. При палеодиете человек потребляет большое количество белка, а значит, у него вырабатывается много аммония, от которого организм избавляется при помощи фермента глутаматдегидрогеназы в печени. Нормальные мыши, получавшие диету с повышенным содержанием белка, приспосабливались к высокому уровню аммония. Но если глутаматдегидрогеназы было недостаточно, аммоний накапливался и приводил к неврологическим повреждениям. Авторы исследования призывают принимать взвешенное решение при выборе диеты. Подробнее.

Обычно измерение уровня экспрессии или передачи сигнала требует уничтожения клетки или визуализации в течение определенного времени. Ученые заставили саму клетку записывать историю происходящих с ней изменений в геноме. Метод назвали enhancer-driven genomic recording of transcriptional activity in multiplex (ENGRAM). В ответ на сигнал клетка производит гидовые РНК и с помощью праймированного редактирования вставляет в геном баркоды, специфичные для сигнала. Метод опробовали на стволовых клетках в процессе формирования гаструлоидов. Подробнее

Для терапии мышечной дистрофии Дюшенна необходимо доставить в клетки рабочие копии белка дистрофина. Проблема в том, что ген, кодирующий дистрофин, очень велик и не помещается в обычные векторы. Ученые предложили новый подход и опробовали его на мышах. Они доставили ген и «инструкцию» по его сборке в двух-трех аденоассоциированных вирусных векторах. Терапия не только затормозила болезнь у модельных животных, но и обратила вспять повреждения. Авторы также снизили дозу векторов, необходимую для достижения эффекта. Они надеются начать клинические испытания через два года. Подробнее

Ученые установили новые критерии для диагностики возрастной потери памяти, затрагивающей в первую очередь лимбическую систему. Для нее характерно накопление белка TDP-43, и ранее ее выявляли только посмертно. У такого состояния лучше прогноз, чем у болезни Альцгеймера, с которой его часто путают. Часто симптомы ограничиваются потерей памяти и не затрагивают другие когнитивные функции, к тому же они появляются в более старшем возрасте. Диагностика основана на оценке возраста, тяжести проблем с памятью, сканов мозга и биомаркеров. Подробнее.

Порядка 8% генома человека состоит из эндогенных ретровирусов. Ученые предположили, что они могут играть роль в развитии рака. Они проанализировали геномные данные 21 типа рака и показали, что ретровирусы LTR10 активны в нескольких из них, включая рак легких и колоректальный рак. Подавление активности ретровирусов также «успокаивало» близлежащие гены, в том числе ассоциированные с опухолеобразованием, например, XRCC4. При этом противораковая терапия работала лучше. Эти гены в основном принадлежали к сигнальному пути MAP-киназ. Подробнее

16.07.2024

Ученые из США усовершенствовали технологию органа-на-чипе, вырастив на чипе сразу три вида ткани: костного мозга (для оценки острого радиационного повреждения), сердечной мышцы (для оценки хронического повреждения) и печени. Они связаны системой циркуляции и «общаются» друг с другом через эндотелиальный барьер. Это необходимо для лучшего понимания эффекта космического излучения на организм человека при долговременных космических полетах. Система получена из плюрипотентных стволовых клеток человека и обладает рядом преимуществ по сравнению как с животными моделями, так и с отдельными клетками. Подробнее.

Грибок Pseudogymnoascus destructans вызывает у летучих мышей смертельно опасное заболевание — синдром белого носа. Он заражает мышей во время торпора, когда метаболизм замедляется, а температура падает. Ученые показали, что грибок поражает в первую очередь кератиноциты, используя рецептор EGFR. Гифы грибка проникают внутрь клеток, не убивая их, чтобы не «привлекать внимание» иммунной системы. Когда метаболизм летучей мыши активируется после торпора, грибок «прячется» в пораженных клетках, окутывает свои споры меланином и подавляет апоптоз. Подробнее.

Австрийские и американские исследователи показали, что дети в 12 месяцев уже обладают творческими способностями, то есть могут объединять знакомые концепции в новые структуры. Авторы предположили, что это необходимо для освоения языка. Они обучили 60 детей двум придуманным словам, означающим «один» и «два», после чего предложили объединить эти слова с различными объектами, такими как «утки», выбирая нужные изображение из предложенных. Ученые отслеживали взгляд детей, которые концентрировались на изображениях. Таким образом определялись способности детей комбинировать понятия в реальном времени, а не припоминать уже изученные концепции. Подробнее.

Инфекции и нейродегенеративные заболевания провоцируют воспаление в мозге, что (по неизвестной причине) приводит к развитию мышечной слабости. Авторы статьи в Science Immunology смоделировали на мушках и мышах три заболевания — заражение кишечной палочкой и SARS-CoV-2 и болезнь Альцгеймера. Они показали, что под действием воспалительных белков в мозге высвобождаются активные формы кислорода, что приводит к выработке интерлейкина 6 (и аналогичного белка у мушек). Интерлейкин 6 подавляет выработку энергии митохондриями скелетных мышц через JAK-STAT сигналинг. Авторы предположили, что таким образом мозг концентрирует ресурсы для борьбы с болезнью. Подробнее

Выращивание лосося в инкубаторах повысило объемы вылавливаемой рыбы. Однако ученые показали, что выпускаемые на свободу рыбы спариваются с дикими особями, что снижает генетическое разнообразие последних. Популяции с более низким генетическим разнообразием обладают меньшей устойчивостью к изменяющимся условиям. Подробнее.

12.07.2024

Ученые определили энергетические потребности летучих мышей. Работа на эту тему вышла в журнале Proceedings of the Royal Society B. Для этого они измерили пульс летучих мышей в различных состояниях, в том числе в свободном полете, с помощью трансмиттера весом 0,8 г. Проблема в том, что ресивер должен находиться на расстоянии нескольких сотен метров от трансмиттера. Это легко проделать днем, когда летучая мышь отдыхает, но не ночью, когда она охотится, иногда отлетая на несколько километров. Чтобы не потерять сигнал, исследователи летали за летучими мышами на небольшом самолете. Оказалось, что во время полета пульс летучих мышей достигает 900 ударов в минуту. Звук с такой частотой слышится для человеческого уха как просто высокий писк. Подробнее.

Исследователи использовали праймированное редактирование, чтобы скорректировать самую часто встречающуюся мутацию в гене CFTR — F508del. Наличие этой мутации приводит к развитию муковисцидоза. Работа была опубликована в Nature Biomedical Engineering. Улучшенный метод редактирования позволил скорректировать около 60% делеций в человеческих клетках легких и 25% делеций в клетках, полученных напрямую от пациентов. Ранее этот показатель не достигал и 1%. Также в 3,5 раза снизилось количество нежелательных инделов. Подробнее

В Nature опубликовано исследование, которое может помочь в борьбе с остеопорозом. Существует несколько гормонов, которые влияют на структуру и состав костей млекопитающих, в их число входит эстроген. Уровень эстрогена падает после менопаузы, что снижает прочность костей. Интересно, что эстроген снижается и после родов, одновременно скелет матери испытывает стресс из-за потери кальция, который идет на выработку молока. Однако не так много женщин испытывают проблемы с прочностью скелета в период лактации. Оказалось, что мозг вырабатывает белок CCN3 (cellular communication network factor 3), которая поддерживает целостность костей, увеличивая количество стволовых клеток скелета. Подробнее.

Динго, населяющие Австралию, делятся на восточную и западную группы. Считалось, что разделение произошло в результате деятельности людей после колонизации материка. Однако анализ 42 останков древних динго, умерших 400–2746 лет назад, показал, что это не так, и разделение произошло тысячи лет назад. Также исследование показало, что динго не так часто скрещивались с домашними собаками, как принято считать, и сохраняют генетическое разнообразие своих предков. Подробнее

Исследователи идентифицировали группу нейронов в парасубталамическом ядре, которая активируется при переедании. Искусственная активация этих нейронов у мышей тормозила начало поглощения пищи после того, как еда становилась доступной. Неожиданно, такие мыши также пили больше воды. Таким образом, эти нейроны участвуют в принятии решения о том, что пора что-то съесть. Эта активность нарушена при некоторых расстройствах пищевого поведения, так что открытие может иметь важное значение для терапии. Подробнее

09.07.2024

Препарат OXO-001 компании Oxolife (Испания) на 7% повысил число детей, родившихся живыми, при ЭКО. Результаты клинического испытания были представлены на ежегодной встрече Европейского общества репродукции человека и эмбриологии. В исследовании приняли участие 42 женщины, получавшие плацебо, и 54 женщины, получавшие OXO-001 ежедневно. В группе препарата больше женщин забеременели (76% против 52%), у них чаще регистрировали сердцебиение плода на 10 неделе (46% против 36%), у них было больше живорождений (43% против 36%). Подробнее.

Авторы работы, опубликованной в Cell Metabolism, показали, что островки поджелудочной железы 140 доноров по-разному отвечают на различные нутриенты. Большая часть островков, как и ожидалось, сильнее всего реагировала на углеводы (глюкозу), но около 9% островков сильно реагировали на белки (аминокислоты), а 8% — на жиры, причем сильнее, чем на глюкозу. Это противоречит представлению о том, что жиры не влияют на выработку инсулина. Результаты могут быть важны для составления рекомендаций по питанию. Подробнее.

Продолжаются споры о влиянии климата и человеческой деятельности на исчезновение многих видов мегафауны и в особенности — крупных травоядных животных в течение последних 50 000 лет. Авторы обзорной статьи в Cambridge Prisms: Extinction считают, что главную роль играла именно деятельность человека. Так, более ранние изменения климата в течение последней пары миллионов лет не приводили к селективному вымиранию мегафауны. Также вымирание происходило как в климатически стабильных, так и в нестабильных регионах. Были найдены археологические свидетельства эффективной охоты ранних современных людей на представителей мегафауны, для которых характерны длинный гестационный период, малое количество потомков и долгий период до достижения половой зрелости, а потому они особенно чувствительны к снижению численности. Подробнее