Утренний кофе. Рыбы против бобров
Ученые из Австрии, Великобритании и Германии показали, что интенсивность болевых ощущений снижается, когда люди смотрят на сцены природы. На добровольцев воздействовали электрическими разрядами, одновременно им демонстрировали видеозаписи природы, интерьеров помещений или городских улиц. Их мозг визуализировали с помощью фМРТ. Участники, которым показывали природные сцены, оценивали разряды как менее болезненные, а фМРТ демонстрировала снижение активности областей мозга, отвечающих за восприятие боли. Эффект не был похож на плацебо, которое меняет эмоциональный ответ на боль, исследование подтвердило, что изменялся способ обработки мозгом ранних сенсорных сигналов боли. При этом видео было достаточно, контакта с природой не требовалось. Подробнее.
Исследователи из Великобритании и США наблюдали за миграцией кумжи Salmo trutta (рыбы из семейства лососевых) в период нереста в двух ручьях Шотландии; на одном из них бобры построили плотины, на другом — нет. Авторы показали, что плотины не представляют собой непреодолимую преграду для рыбы, но только если уровень воды достаточно высок. Более крупная кумжа лучше справляется с преградами. С изменением климата и повышением риска засухи бобровые плотины могут стать проблемой для миграции рыбы. Подробнее.
Датские исследователи продемонстрировали, что неожиданное болевое воздействие воспринимается как более интенсивное. Они воздействовали на кожу руки добровольцев теплом или холодом, безопасными для человека, при этом у тех была возможность предсказать ощущение по звуковому сигналу. Один и тот же сигнал не всегда сопровождался одинаковым воздействием, в одни периоды времени неопределенность была выше, чем в другие. Время от времени экспериментаторы подавали одновременно тепло и холод на две контактные площадки, расположенные на близких участках кожи, что вызывало жгучую боль (этот феномен иногда называют «тепловая иллюзия гриля»). В условиях повышенной неопределенности это болевое воздействие воспринималось как более неприятное. Подробнее.
Мозг певчих птиц — амадин (zebra finch) — удивительно похож на человеческий, особенно базальные ганглии. К тому же эти птицы учатся петь, подражая родителям и другим окружающим птицам (люди учатся говорить так же). Исследователи из США записали песни 36 амадин разного возраста и продемонстрировали, что их громкость и высота менялись в старости. Анализ экспрессии генов мозга показал, что она значительно изменялась в области мозга, отвечающей за пение. При этом небольшое количество генов контролировало экспрессию остальных. Исследователи хотят посмотреть, можно ли замедлить старение, воздействуя на эти регуляторные гены. Подробнее.
Чтобы превратить клетки кожи в нейроны, сначала нужно получить индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Но иногда в ходе репрограммирования клетки застревают в промежуточном состоянии. Исследователи из Массачусетского технологического института и коллабораторы научились получать нейроны напрямую из клеток кожи мышей. Ранее они уже проводили такие опыты, но прямое репрограммирование требовало комбинации из шести факторов транскрипции и двух других белков, стимулирующих пролиферацию клеток. Выход не превышал 1%. В новом исследовании число транскрипционных факторов снизилось до трех (NGN2, ISL1 и LHX3), их можно поместить в один вектор, и они успешно завершают конверсию. В другой вектор помещали гены, кодирующие p53DD и мутировавшую версию HRAS, активирующие пролиферацию. Это помогало получить из одной клетки кожи более десяти нейронов. Клетки, измененные таким образом, приживались в мозге мыши. Подробнее.