Анализ ДНК останков с Озера Скелетов усложнил загадку

Скелеты, устилающие дно и берега гималайского озера Роопкунд, привлекают как туристов, так и генетиков. Анализ ДНК костей, сделанный международной командой ученых, показывает, что предыдущие предположения и легенды, вероятно, неточны: скелеты имеют различный возраст и кардинально разное происхождение.

Изображение:

Кости на берегу озера Роопкунд. Credit: Schwiki, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35324241

В Гималайских горах на территории Индии находится высокогорное озеро Роопкунд. Крохотное, глубиной всего пару метров озеро ничем не примечательно для географов или геологов. Известность ему принесли сотни хорошо сохранившихся человеческих скелетов, лежащих на дне и по берегам. Местная легенда гласит, что раджа Джасдхавал, правитель древнего города Каннаудж, с беременной женой и большой свитой слуг, танцоров и музыкантов отправился к месту поклонения богине Нанда Деви. Такое паломничество совершается раз в 12 лет, оно популярно и сейчас. Озеро Роопкунд лежит на пути паломников — именно здесь, по легенде, процессию раджи застиг жестокий град, погубивший всех. Нанда Деви не простила радже тщеславия и высокомерия, не подобающих паломнику. И поныне пилигримы, идущие к высокогорной святыне, проходят мимо Озера Скелетов.

Теперь в поисках разгадки поучаствовали генетики — международная команда из Индии, Великобритании, США и Германии. ДНК для анализа выделяли из порошка, полученного сверлением костей. Образцы 38 человек исследовали методами NGS и получили данные по 1,2 млн однонуклеотидных полиморфизмов, для них же определили генетический пол (23 мужчины, 15 женщин). Для мужчин также пытались установить гаплогруппы Y-хромосомы, но авторы отмечают, что эти результаты надо воспринимать с осторожностью из-за невысокого покрытия. Близких родственников среди этих 38 человек, по-видимому, не было. Не нашлось и признаков опасных для жизни инфекций; впрочем, выделение ДНК из трубчатых костей — не оптимальный метод для такого исследования. Для 71 человека получили данные по митохондриальным гаплогруппам с помощью ПЦР (для 35 из них также имелись полногеномные данные). В образцах костной ткани 45 человек измерили содержание стабильных изотопов δ13C и δ15N — это позволяет установить особенности питания в последние десятилетия жизни. Для 37 из них, с полногеномными данными, также провели радиоуглеродный анализ, чтобы определить возраст останков (для 38-го не хватило материала).

С помощью метода главных компонент (PCA) ученые установили, что 38 наиболее полно исследованных скелетов принадлежали людям из трех этнических групп. Первая (23 человека) оказалась близка к современным жителям Южной Азии. Однако представители этой группы были не очень сходны между собой: вероятно, они принадлежали к разным, хоть и родственным народам. Удивление ученых вызвала вторая группа (14 человек), члены которой были близки к народам Средиземноморья, в особенности к грекам и критянам. Однако анализ диеты показал, что их рацион был характерен для жителей далеких от моря регионов. Третья же группа состояла из одного человека — выходца из Восточной Азии (авторы отметили сходство с жителями Андаманских островов и Китая).

Кроме того, выяснилось, что скелеты озера Роопкунд оказались там не одновременно. Радиоуглеродный анализ показал, что даже южноазиатская группа погибла как минимум в двух событиях, произошедших в VII–VIII и IX–X веках. Это сходится с ранее известными данными и в принципе не противоречит легенде о суетном радже. Люди из второй и третьей группы погибли позднее, в XVIII–XIX веках.

Таким образом, Озеро Скелетов обрастает новыми загадками, не раскрывая старых. Кто были эти люди, похожие на греков, но жившие вдали от моря? Что привело их к горному озеру, рядом с которым не проходит ни один торговый путь и которое посещают лишь индуистские паломники раз в двенадцать лет? Есть ли среди сотен неисследованных скелетов другие группы? И, наконец, почему они погибли именно в этом месте?

Источник

Éadaoin Harney, et al. // Ancient DNA from the skeletons of Roopkund Lake reveals Mediterranean migrants in India // Nature Communications, 2019; DOI: 10.1038/s41467-019-11357-9

Добавить в избранное