Мишень связывания искусственных гликанов можно поменять прямо в организме
В распознавании клетками друг друга участвуют гликаны на клеточной поверхности. Ученые из Японии изобрели способ ремоделирования гликановых паттернов in vivo — они вводили мышам реагент, который перестраивает структуру искусственных гликанов, вследствие чего гликан перенацеливается на другие клетки. Подход можно использовать для контроля доставки препаратов, чтобы выводить из организма лекарства после проведенной терапии.

«Переключение» гликанов с одной мишени связывания на другую с помощью @#Биоортогональность###биоортогональной реакции@#.
Credit:
Nature Communications (2024). DOI:
10.1038/s41467-024-51342-5 |
CC BY
Гликаны на клеточной поверхности образуют различные паттерны, которые специфичное узнавание при взаимодействии клеток. Японские ученые предложили методику ремоделирования гликановых паттернов in vivo и показали, что с ее помощью можно контролируемо доставлять лекарственные препараты, а затем выводить их из опухоли после лечения, чтобы предотвратить слишком длительное воздействие препарата на организм.
В одной из предыдущих работ исследователи конъюгировали N-гликаны с альбумином и получили гликоальбумин, мимикрирующий под природные гликановые комплексы. Они показали, что α(2,3)-сиалилированные N-гликаны стабильно циркулируют в крови и постепенно выводятся с мочой, тогда как галактозилированный гликоальбумин выводится преимущественно через кишечник. Кроме того, α(2,3)-сиалилированный гликоальбумин связывался с клетками колоректального рака (линия SW620). Теперь же авторы опубликовали работу в Nature Communications, в которой описали метод перестройки α(2,3)-сиалилированного гликоальбумина в галактозилированный, а также показали, что нацеленный на опухоли α(2,3)-сиалилированный гликоальбумин может транслоцироваться в кишечник после ремоделирования in vivo.
Чтобы добиться перестройки гликанового паттерна in vivo, ученые прибегли к клик-химии (click-to-release reaction). В качестве «переключателя» для перестройки гликоальбумина-I (α(2,3)-сиалилированный) в гликоальбумин-II (галактозилированный) использовали галактозилированный тетразин (Gal-Tz).
Опыты in vitro проводили на клетках гепатоцеллюлярной карциномы человека HepG2. На плазматической мембране гепатоцитов активно экспрессируются асиалогликопротеиновые рецепторы ASGPR, которые связываются преимущественно галактозилированные гликаны. Такие клетки инкубировали с гликоальбуминами-I и –II, меченными тетраметилродамином (TAMRA). Флуоресцентная визуализация показала, что галактозилированный гликоальбумин-II связывается с поверхностью HepG2 лучше, чем сиалированный гликоальбумин-I. При совместной инкубации клеток с TAMRA-гликоальбумином-I и Gal-Tz интенсивность флуоресценции была такой же, как при инкубации с TAMRA-гликоальбумином-II. Такой результат свидетельствует, что перестройка структуры α(2,3)-сиалилированных гликанов на гликоальбумине-I в структуру галактозилированного гликана приводит к усиленному связыванию с клетками HepG2.
Связывание гликоальбумина-II с ASGPR ученые провели конкурентный анализ — клетки инкубировали со смесью TAMRA-гликоальбумина-II и избытка галактозы. Галактоза ослабляла связывание гликоальбумина с клеточной поверхностью — это подтверждает, что взаимодействие осуществляется именно через асиалогликопротеиновые рецепторы. Кроме того, было выявлено, что ASGPR-опосредованный эндоцитоз переносил гликоальбумин-II во внутриклеточные компартменты HepG2. При этом ранее уже было показано, что галактозилированный гликоальбумин поступает в кишечник мышей через печень. Таким образом, химическая перестройка α(2,3)-сиалилированного гликанового паттерна на гликоальбумине-I обеспечивает поглощение полученного галактозилированного гликоальбумина-II гепатоцитами и дальнейшее выведение в кишечник.
Опыты по инкубации клеток SW620 с гликоальбумином-I показали, что при добавлении Gal-Tz связывание гликоальбумина с клетками значительно снижалось.
Кинетику гликоальбуминов in vivo исследовали на мышах. Здоровых 10-недельных самок голых мышей разделили на три группы: одной вводили флуоресцентно меченный гликоальбумин-I, другой — гликоальбумин в сочетании с Gal-Tz, третьей — меченый гликоальбумин-II. После введения препаратов проводили флуоресцентную визуализацию всего тела, а через три часа проводили вскрытие и повторно визуализировали брюшную полость. Также измеряли флуоресценцию в тканях кишечника, крови и моче животных.
Слабый флуоресцентный сигнал наблюдался в тонком кишечнике после введения гликоальбумина-I, и намного более выраженный — после введения гликоальбумина-II. Аналогичная флуоресцентная активность присутствовала в кишечнике мышей, которым вводили гликоальбумин-I совместно с Gal-Tz, — это подтверждает перестройку гликанового паттерна гликоальбуминов in vivo и их последующую транслокацию.
Аналогичный эксперимент авторы провели на мышах с ксенотрансплантатами опухолей. Животные получали подкожную инъекцию клеток SW620; опыт проводили на тех, у кого опухоль достигла объема 700–1100 мм3. Сразу после интратуморальной инъекции гликоальбуминов проводили флуоресцентную визуализацию всего тела, а через пять часов животных умерщвляли и анализировали отдельные органы.
Введенный в опухоль гликоальбумин-I накапливался в ней же, при этом транслокации в кишечник не наблюдалось. Однако если введение гликоальбумина-I сопровождалось инъекцией Gal-Tz, флуоресцентная активность детектировалась преимущественно в кишечнике, как и у мышей, получавших гликоальбумин-II.
Таким образом, in vivo перестройка структуры гликанов ослабила их взаимодействие с клетками опухоли, поэтому способствовала проникновению в кровеносные сосуды, захвату гепатоцитами и секреции через кишечник.
«Наш подход можно использовать в системе доставки лекарств, чтобы ускорить выведение препарата или радионуклидов из опухоли после лечения, — объясняет профессор Танака Кацунори, руководитель исследования из Кластера передовых исследований RIKEN. — Таким образом предотвращается длительное воздействие лекарства, которое может оказывать негативное влияние. Кроме того, всего одна “патрульная” молекула может использоваться для лечения различных заболеваний, прямо как в фильме “Фантастическое путешествие”».
Источник
Yamada, K. et al. Chemistry-driven translocation of glycosylated proteins in mice. // Nature Communications 15, 7409 (2024). DOI: 10.1038/s41467-024-51342-5
Цитата по пресс-релизу