Выявлено более сотни локусов риска мигрени

Международная группа ученых обнаружила 123 локуса, связанных с предрасположенностью к мигрени. Среди них более 80 вариантов, которые ранее не рассматривались в этом контексте, и локусы, ассоциированные с подтипами мигрени (с аурой или без ауры). Некоторые локусы риска содержат гены уже известных мишеней лекарств.

От мигрени страдает около миллиарда человек в мире, при этом генетическая основа заболевания до сих пор не до конца изучена. В новом исследовании международный коллектив под руководством ученых из Института молекулярной медицины Хельсинского университета (Финляндия) идентифицировал 123 локуса, которые могут иметь отношение к развитию мигрени. Среди них есть 86 ранее не известных локусов, а также локусы, ассоциированные с различными подтипами заболевания.

Мигрень характеризуется приступами умеренной или сильной пульсирующей головной боли, часто локализованной с одной стороны. Приступы могут сопровождаться гиперчувствительностью к свету и звукам, тошнотой и рвотой. Приблизительно у трети пациентов перед началом мигрени бывает аура, то есть разнообразные неврологические симптомы (обычно визуальные, например, постоянные или мигающие светлые пятна в поле зрения, иногда изменения осязания). Следовательно, выделяют два типа мигрени — с аурой и без.

Авторы новой работы провели метаанализ, объединив полученные ранее полногеномные данные о 873 341 человеке европейского происхождения. У 102 084 была диагностирована мигрень, 771 257 человек в контрольной группе мигренью не страдали. Всего проанализировали 10 843 197 вариантов, при этом идентифицировали 8117 значимых варианта. Исключив все варианты с высокой степенью неравновесного сцепления, выделили 123 локуса, 86 из которых ранее не описывались.

Анализ 14 624 случаев мигрени с аурой и 15 055 случаев мигрени без ауры, а также сотен тысяч контрольных случаев выявил пять вариантов, ассоциированных с тем или другим подтипом. Первые три, связанные с мигренью с аурой, — это rs12598836 в HMOX2, rs10405121 в CACNA1A и rs11031122 в MPPED2; с мигренью без ауры ассоциированы rs7684253 рядом с геном SPINK2 и rs8087942 рядом с FECH. Интересно, что CACNA1A — хорошо известный ген семейной гемиплегической мигрени с аурой. Еще девять сайтов были связаны с риском мигрени независимо от подтипа.

Давно идут споры о том, имеет ли мигрень сосудистое или нейрональное происхождение. Новое исследование подтвердило роль в развитии мигрени как сосудистой, так и центральной нервной ткани. Для этого использовали подход LDSC-SEG (LD score regression applied to specifically expressed genes), который позволяет оценить, обогащен ли сигнал полигенной мигрени рядом с генами, особенно активными в определенных типах тканей или клеток.

Особенно интересным открытием была идентификация локусов риска, которые содержат гены, кодирующие известные мишени для терапевтических средств против мигрени. CALCA/CALCB, кодирует пептид, связанный с геном кальцитонина (CGRP), ген HTR1F — рецептор серотонина 1F. Моноклональные антитела против CGRP — инновационная профилактическая терапия мигрени. Рецептор серотонина 1F — мишень другого нового класса лекарств, дитанов: они лечат острую боль и могут назначаться пациентам, которым нельзя принимать триптаны из-за риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Этот результат позволяет предположить, что среди новых локусов, обнаруженных в этом исследовании, могут быть и другие мишени для лекарств.

Heidi Hautakangas et al. Genome-wide analysis of 102,084 migraine cases identifies 123 risk loci and subtype-specific risk alleles // Nature Genetics. Published: 03 February 2022, DOI: 10.1038/s41588-021-00990-0