Заживлению язв диабетической стопы препятствуют определенные штаммы бактерий

Будет ли заживать или прогрессировать язва на ноге при диабете, зависит в том числе от обитающих в ней микроорганизмов. Как показало секвенирование язвенных микробиомов, некоторые штаммы препятствуют заживлению ран, а другие, возможно, ускоряют его.

ittipon | Shutterstock.com

Осложнения диабета, в частности, синдром диабетической стопы — одна из основных причин ампутаций ног. Многие пациенты, у которых развиваются язвы на ногах, замечают это слишком поздно, так как повышенное содержание глюкозы в крови ведет к потере чувствительности. Язвы могут не заживать месяцами или даже годами. При сахарном диабете язвы стоп появляются у 6–10 % пациентов, ампутации ног в данной группе больных производятся в десятки раз чаще, чем в среднем по популяции; послеампутационная смертность в течение первых лет достигает 50%.

Новое исследование, проведенное в Медицинской школе Перельмана Пенсильванского университета, обнаружило, что в незаживающих диабетических язвах обитают специфические штаммы золотистого стафилококка Staphylococcus aureus. Исследователи идентифицировали и другие распространенные бактерии, которые могут ухудшить или улучшить заживление.

Задача каталогизации микробов, обитающих в хронических ранах, уже ставилась, однако в предыдущих исследованиях применяли методы с более низким разрешением. В новом исследовании использовалось метагеномное шотган-секвенирование ДНК, причем определяли виды и штаммы микроорганизмов и выявляли их связь с исходом лечения. Образцы от 46 пациентов брали каждые две недели в течение шести месяцев, если язва не заживала раньше или врач не назначал ампутацию.

В большинстве ран был обнаружен S. aureus, распространенный и трудно поддающийся лечению патоген, но исследователи отмечают, что его присутствие само по себе не позволяло предсказать ход заживления. Однако некоторые штаммы S. aureus присутствовали только в ранах, которые не заживали за время исследования. Дальнейшее тестирование показало, что «незаживающий» штамм был лучше приспособлен, чтобы вызывать повреждение тканей и уклоняться от лечения антибиотиками. В частности, плохой прогноз был ассоциирован с сигнатурами образования биопленок. Исследователи также подтвердили свои результаты в экспериментах на мышах.

Интересно, что другой распространенный микроб, обнаруженный в диабетических ранах, Alcaligenes faecalis, был ассоциирован с более быстрым заживлением. «Возможно, существуют бактерии, которые действительно помогают заживлению, и мы можем использовать то, что узнали в этом исследовании, для разработки новых стратегий лечения незаживающих ран, — говорит ведущий автор работы Элизабет Грайс.— Мы надеемся, что это исследование в конечном счете поможет выявить пациентов с риском плохих результатов и приведет к инновациям в лечении, в которых эти пациенты остро нуждаются».

Lindsay R. Kalan, et al. // Strain- and Species-Level Variation in the Microbiome of Diabetic Wounds Is Associated with Clinical Outcomes and Therapeutic Efficacy. // Cell Host and Microbe, 2019; DOI: 10.1016/j.chom.2019.03.006