Замена одного из препаратов на аналог улучшила переносимость противотуберкулезной терапии

Для терапии лекарственно-устойчивого туберкулеза применяют рекомендованный ВОЗ режим BPaLM, в который включено четыре препарата. Один из них — линезолид — добавили в схему в 2022 году, что сильно сократило время лечения. Однако этот препарат токсичен и плохо переносится пациентами. В The Lancet Infectious Diseases опубликованы результаты КИ дельпазолида — препарата того же класса — включенного в режим BPaLM вместо линезолида. Терапия оставалась эффективной, но вызывала намного меньше нежелательных явлений у пациентов.

Credit:
123rf.com

Туберкулез остается одной из ведущей причин смерти от инфекций. Один из принятых в клинической практике методов борьбы с мультирезистентным туберкулезом — режим BPaLM, состоящий из четырех препаратов. Одно из лекарств — линезолид — ВОЗ ввела в схему в 2022 году, что позволило сократить длительность лечения втрое (шесть месяцев вместо изначальных 18). Однако линезолид обладает высокой токсичностью и плохо переносится многими пациентами. В The Lancet Infectious Diseases опубликованы результаты исследования его аналога — дельпазолида. Этот препарат не только проявляет сильную антимикробную активность, но и обладает куда лучшим профилем безопасности, чем линезолид.

Дельпазолид — ингибитор бактериальных рибосом — протестировали в клиническом исследовании фазы 2b PanACEA-DECODE-01, которое проводилось в Танзании и Южной Африке. Для участия набрали 76 взрослых (от 18 до 65 лет) людей с легочной формой туберкулеза. Их разделили на пять равных групп, которые отличались по дозировке дельпазолида: 400 мг раз в сутки, 800 мг раз в сутки, 1200 мг раз в сутки или 800 мг дважды в сутки. Пятая группа была контрольной и ее участники не получали дельпазолид. Помимо этого, всем пациентам назначили одинаковую схему бедаквилина, деламанида и моксифлоксацина. Лечение проводили 16 недель, а общее время наблюдения составило 52 недели. За это время все участники четыре раза проходили обследование, в ходе которого у них брали анализ крови на показатели печени и почек, а также собирали образцы мокроты, чтобы определить присутствие Mycobacterium tuberculosis — возбудителя инфекции.

Эффективность дельпазолида оценивали по изменению микобактериальной нагрузки за время лечения. Исходно микобактерии детектировались в 100% жидких и 97,4% выращенных на твердой среде культур. На восьмой неделе исследователи оценивали конверсию образцов, то есть исчезновение возбудителя до необнаружимых пределов. Она наблюдалась в 53% образцов контрольной группы и группы, получавшей 400 мг дельпазолида,; при приеме 800 мг дельпазолида раз в сутки достигала 64,3%, а 1200 мг — 56,2%. Наконец, в группе, получавшей 800 мг препарата дважды в сутки, конверсия культуры на восьмой неделе достигалась в 40% случаев.

Один участник из контрольной группы не достиг этого показателя к 16-й неделе, однако был признан выздоровевшим в конце 26-недельного курса. Также успеха в лечении не удалось добиться одному пациенту, получавшему 800 мг дельпазолида дважды в сутки — ему пришлось вернуться к стандартной терапии.

Нежелательные явления, вызванные лечением, отмечены у 39 участников (51,3%). Наиболее частыми были желудочно-кишечные расстройства (тошнота и рвота). У пяти человек (6,6%) отмечались нежелательные явления 3 класса тяжести, у двух (2,6%) — четвертого. За исключением анемии, токсические эффекты, характерные для класса оксазолидинонов, не возникали.

Одна участница, завершившая курс лечения, сообщила о наступлении беременности спустя 155 дней после окончания терапии. Беременность протекала нормально, ребенок родился без отклонений.

Данное исследование продемонстрировало безопасность и хорошую переносимость дельпазолида в дозе до 1200 мг один раз в день в течение 16 недель в сочетании с базовой схемой, включающей бедаквилин, деламанид и моксифлоксацин.


Биоразлагаемый имплант помогает лечить туберкулез


Источник

Lilian Tina Minja, et al. Delpazolid in combination with bedaquiline, delamanid, and moxifloxacin for pulmonary tuberculosis (PanACEA-DECODE-01): a prospective, randomised, open-label, phase 2b, dose-finding trial. // The Lancet Infectious Diseases (2025). DOI: 10.1016/S1473-3099(25)00289-0
Добавить в избранное