Электронный нос учуял сальмонеллу

Сальмонелла — один из наиболее важных возбудителей заболеваний, встречающийся в пищевых продуктах, и анализ на ее присутствие является обязательным в пищевой промышленности. Стандартной практикой служит микробиологическое исследование, но оно обычно трудоемко и занимает много времени. В качестве альтернативы бразильские ученые предложили использовать электронный нос.

Электронный нос состоит из комплекса газовых сенсоров, обладающих специфичностью к летучим веществам. Микроорганизмы выделяют летучие органические соединения в качестве побочных продуктов метаболизма, и эту газовую смесь можно проанализировать с помощью электронного носа. Профиль газового состава можно связать с конкретным видом микроорганизмов, чтобы затем отличить его от других или доказать его присутствие в образце.

Исследователи проверили, как электронный нос распознает пять видов бактерий (Salmonella spp., Escherichia coliPseudomonas fluorescensPseudomonas aeruginosa и Staphylococcus aureus). Для культур, выращенных на неселективных средах, анализ главных компонент газового профиля выявил пять кластеров, каждый из которых соответствовал одному виду. Точность классификаторов, обученных на этих данных, составила 85%, а время инкубации при этом — 48 часов. С дополнительным этапом выделения на селективных средах (общее время инкубации 72 ч) анализ выявил три четких кластера: Salmonella, E. coli и P. fluorescens. Точность примененных классификаторов при этом достигла 100%.

02.04.2024

Новое исследование показало, что у людей, переболевших туберкулезом, повышается риск развития нескольких видов рака. Доклад на эту тему будет представлен на Европейском конгрессе по клинической микробиологии и инфекционным заболеваниям (ECCMID), который пройдет в Барселоне (Испания) 27–30 апреля. В исследовании использовались данные Национальной службы медицинского страхования Южной Кореи 2010–2017 годов. Информацию о здоровье 72 542 пациентов с туберкулезом сравнивали с 72 542 контролями. Медиана периода наблюдения после диагноза составила 67 месяцев (пять с половиной лет), медиана возраста — 62 года. По сравнению с общей популяцией риск развития рака в целом был выше на 80%, рака легких — в 3,6 раза, раков крови — в 2,4 раза, гинекологических раков — в 2,2 раза, колоректального рака — на 57%, рака щитовидной железы — на 56%, рака пищевода и желудка — на 55%.

Несмотря на то, что в настоящее время возможно полное излечение от туберкулеза, часто у пациентов развиваются осложнения различного рода из-за повреждения сосудов, метаболических аномалий или воспалительного ответа. Повреждения тканей и ДНК, нарушение процессов репарации и присутствие в крови факторов роста могут быть связаны с наблюдаемым повышением риска рака.

Таким образом, исследование показало, что туберкулез является независимым фактором риска. Для пациентов, переболевших этой инфекцией, требуется скрининг.

01.04.2024

Ученые создали биосенсор для анализа микробиоты пчел. Но сначала им потребовалось разработать протоколы для работы с бактерией Snodgrassella alvi, поскольку кишечная палочка, с которой обычно проводят такие манипуляции, не живет в кишечнике пчел. Бактерия вырабатывает белок-сенсор, который детектирует целевую молекулу (в данном случае один из сахаров) и репортерный белок, который можно детектировать в фекалиях. Авторы начали разработку другого биосенсора с «памятью», который сможет показать, когда в кишечнике появилась и исчезла та или иная молекула. Подробнее

Ранее уже было показано, что вирус мозаики коровьего гороха можно использовать, чтобы активировать противораковый иммунитет при раке легких. Однако для этого требовалось вводить модифицированный вирус близко к опухоли. В новой работе те же авторы вводили немодифицированный вирус системно и продемонстрировали эффективность терапии на мышиной модели рака кишечника, яичников, молочной железы и меланомы. Перед началом клинических испытаний требуются опыты на других животных моделях. Подробнее.

Люминесцентный белок помогает ученым отслеживать насыщение тканей мозга мыши кислородом. Свечение детектируется только в присутствии кислорода, в остальных случаях реакция не происходит. Авторы работы экспериментировали с различными условиями и показали, что в состоянии покоя особенно часто возникают области гипоксии — темные участки, которые существуют без кислорода в течение нескольких минут. Авторы подозревают, что это является патологическим процессом, который объясняет связь сидячего образа жизни и повышенного риска развития болезни Альцгеймера. Подробнее

Антитело омолаживает иммунную систему мыши, таргетируя стволовые клетки крови, которые с возрастом потеряли гибкость и приобрели склонность дифференцироваться только в определенные типы иммунных клеток. Иммунная система мышей, получивших антитело, приобретала свойства, характерные для более молодых мышей, и лучше справлялась с мышиным вирусом. Однако остается опасение, что снижение количества иммунных клеток повысит риск развития рака. Подробнее.

Скука сигнализирует нам, что пора переключиться на другое задание, но во время работы это не всегда возможно. Ученые показали, что худшее решение — попытаться преодолеть скуку силой воли. Оказывается, это снижает продуктивность при выполнении не только этого задания, но и последующих. Ключ к успеху — чередование скучных и более увлекательных заданий. Подробнее

14.03.2024

Неожиданные вывод сделали авторы статьи в PNAS Nexus: снижение загрязненности воздуха способствует распространению легионеллеза. Это респираторное заболевание с уровнем смертности 10–25% вызывают грамотрицательные бактерии рода Legionella, живущие в воде. Вспышки часто бывают связаны с аэрозолями из кондиционеров, увлажнителей воздуха, душевых кабин, неправильно обслуживаемых городских фонтанов и т.п. С начала века наблюдается глобальный рост заболеваемости легионеллезами, так, в США было зарегистрировано 1100 случаев в 2000 году и почти 10 000 случаев — в 2018-м.

Авторы статьи установили, что рост количества случаев легионеллеза коррелирует с уменьшением содержания в воздухе диоксида серы (SO2). Мелкие капли воды, содержащие бактериальные клетки, поглощают диоксид серы из воздуха , что может повысить их кислотность до уровней, неблагоприятных для бактерий. Поэтому при меньших концентрациях SO2 выше вероятность попадания в легкие жизнеспособных легионелл. Дополнительный серьезный фактор риска — охладительные башни как источники пара и аэрозоля контаминированной воды.

Исследователи подчеркивают, что снижение уровня диоксида серы в воздухе, безусловно, является благом, но врачи и организаторы здравоохранения должны знать о повышенном по сравнению с прошлыми десятилетиями риске легионеллеза.

13.03.2024

В журнале Lancet Infectious Diseases опубликована работа, в рамках которой были проанализированы данные 602 863 человек из 12 стран Азии и Африки, у 1944 из них был выявлен туберкулез. Авторы оценивали число людей с туберкулезом, у которых не было непрекращающегося кашля (две недели и дольше), кашля вообще или любых симптомов (кашля, температуры, боли в груди, ночной потливости, снижения веса). Оказалось, что у 82,8% людей с туберкулезом не было непрекращающегося кашля, у 62,5% вообще не было кашля, а у 20,3% не было симптомов. При этом у четверти людей без кашля в мокроте была выявлена высокая бактериальная нагрузка, что говорит об их заразности.

Кашель до сих пор считается характерным признаком туберкулеза. Диагностика туберкулеза часто начинается с этого симптома. Но если кашля нет, то заболевание может быть выявлено намного позже, когда оно уже распространилось. Авторы исследования призывают поменять подход к диагностике туберкулеза, особенно в условиях недостатка ресурсов, больше внимания уделять рентгеновскому обследованию и разработке новых недорогих тестов.

19.02.2024

Причина плохого запаха — летучие соединения, вырабатываемые бактериями, которые живут во рту и питаются остатками еды. Один из самых пахучих продуктов — метилмеркаптан (CH3SH), однако какой конкретный микроб вовлечен в его синтез, остается загадкой.

Обычно при изучении продуцентов летучих соединений используют изолированные ферменты и малые объемы культуры. Ученые из Осакского университета подошли к вопросу с другой стороны — они создали более реалистичную систему, кокультивируя различные виды бактерий ротовой полости в анаэробных условиях, где они могли взаимодействовать как напрямую, так и через обмен субстратами.

Оказалось, что Fusobacterium nucleatum вырабатывает CH3SH в больших количествах в присутствии Streptococcus gordonii. S. gordonii производит орнитин, который стимулирует выработку полиаминов у F. nucleatum. При этом увеличивается потребность в метионине, метиониновый сигнальный путь активируется, что и приводит к выработке CH3SH. Понимание этого механизма важно не только для предотвращения плохого запаха изо рта, но и остановки развития серьезных состояний, таких как пародонтит.