Иммуногенность и безопасность вакцины против вируса Марбург подтверждены в КИ
В The Lancet опубликованы результаты фазы 1 КИ вакцины против вируса Марбург, основанной на аденовирусе шимпанзе типа 3 и кодирующей гликопротеин вируса Марбург Ангола дикого типа. Испытание проходило в США, в нем приняли участие 40 добровольцев в возрасте от 18 до 50 лет. Препарат, получивший обозначение cAd3-Marburg, вводился однократно путем внутримышечной инъекции. Тестировались две дозировки: 1 × 1010 и 1 × 1011 вирусных частиц.
После иммунизации наблюдались легкие и умеренные побочные эффекты. Через четыре недели антитела против гликопротеина вируса детектировались у 38 из 40 участников. Ученые также отмечают нейтрализующий ответ против вектора cAd3.
Национальные институты здравоохранения США, при поддержке которых прошла фаза 1 КИ, планируют провести дальнейшие испытания вакцины в Гане, Кении, Уганде и США.
Вам будет интересно




Один из возможных подходов к лечению болезни Паркинсона — заменить погибшие дофаминергические нейроны новыми, выращенными из стволовых клеток самого пациента. Клиническое испытание такой терапии недавно начали в центре медицинских исследований Mass General Brigham (Массачусетс, США). К настоящему моменту трансплантацию прошли три пациента.
Институт исследований нейрорегенерации, входящий в структуру Mass General Brigham, разработал и запатентовал метод аутологичной трансплантации стволовых клеток для лечения болезни Паркинсона. Первая работа о применении стволовых клеток для получения дофаминергических нейронов была опубликована в 2002 — опыты проводили на крысах. В 2010 году аналогичный эксперимент провели с нейронами, выращенными из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток человека (ИПСК), а еще через пять лет безопасность и эффективность лечения паркинсонизма с помощью трансплантации нейронов, полученных из аутологичных стволовых клеток, подтвердили на нечеловекообразных приматах. Наконец, в 2023 году Институт исследований нейрорегенерации получил одобрение FDA на проведение клинического испытания.
Всего в фазу 1 КИ планируется включить шесть участников — эти пациенты с болезнью Паркинсона будут находиться под наблюдением в течение 12 месяцев после трансплантации. Пока что набрана только половина от запланированного числа, первый пациент получил лечение в сентябре 2024 года. Исследователи рассчитывают отследить возможные улучшения и, при благоприятном исходе, продолжить КИ.




Если беременных женщин не допускать до клинических исследований, становится куда сложнее определить, как повлияет тестируемое лекарство на мать и ее ребенка. И в то же время менее 1% КИ включают беременных участниц — к такому выводу пришли ученые из США.
Исследователи проанализировали 90 860 испытаний лекарств, которые проводились за последние 15 лет и в которых участвовали женщины возрастом от 18 до 45 лет. Из них только 0,8% включали беременных женщин. Еще в около 75% было напрямую указано, что беременных исключали из исследования, а в оставшейся части эта информация предоставлена не была. Впрочем, дальнейший анализ показал, что и в этих КИ, как правило, не участвовали беременные.
Клинические исследования, в которых беременные принимали участие, были связаны в основном с самой беременностью, родами и профилактикой преждевременных родов. Хронические заболевания, такие как диабет и астма, учитывались редко, несмотря на то, что они могут влиять на мать и плод. Авторы отмечают, что среди исследований неинфекционных хронических заболеваний (тревожность, депрессия, астма) они обнаружили только 19 с участием беременных. Такая недопредставленность, подчеркивают исследователи, оставляет без ответа важнейшие вопросы безопасности и эффективности лекарственных средств.




Генотерапевтический препарат против спинальной мышечной атрофии Золгенсма (онасемноген абепарвовек) преодолевает гематоэнцефалический барьер и вводится внутривенно. Однако Novartis еще с 2010-х годов проводит клинические исследования онасемногена абепарвовека для интратекального введения (в спинномозговой канал). Такой способ введения позволяет снизить дозу препарата и уменьшить возможные нежелательные эффекты. Это особенно важно для детей более старшего возраста (доза рассчитывается по весу).
В конце 2024 года компания Novartis сообщила в пресс-релизе, что КИ препарата против СМА для интратекального введения (OAV101 IT) достигло первичной конечной точки. В фазе 3 исследования STEER участвовало более 100 пациентов 2-18 лет со СМА 2-го типа, которые могут сидеть, но никогда не ходили самостоятельно. У пациентов, получавших лечение, увеличились баллы по шкале HFMSE (золотой стандарт для оценки двигательных функций при СМА) по сравнению с группой имитации лечения. Наиболее распространенными нежелательными явлениями были инфекции верхних дыхательных путей, повышенная температура и рвота.
Novartis планирует в 2025 году направить результаты в регулирующие органы, включая FDA США. Данные также будут представлены на предстоящей медицинской конференции.
В 2023 году компания сообщала о положительных результатах других исследований OAV101 IT.




В Journal of Infection (импакт-фактор 14,3) опубликованы результаты фазы 3 клинических исследований эффективности и безопасности вакцины «Конвасэл» на основе N-белка коронавируса. Вакцина разработана в Санкт-Петербургском НИИ вакцин и сывороток ФМБА России.
Набор добровольцев проводился с 18 мая по 9 августа 2023 года. Из 5229 человек 3486 получили вакцину, а 1743 — плацебо. Антитела к N-белку имели около 40% участников в обеих группах. (Такие антитела могут быть у переболевших коронавирусной инфекцией, а у иммунизированных другими вакцинами и не болевших их нет.) В ходе испытаний оценивалось количество лабораторно подтвержденных случаев заболеваемости COVID-19 в течение 180 дней (не ранее 15-го дня после вакцинации).
Заболеваемость в этот период была невысокой (27 человек в группе плацебо и 8 в группе вакцинированных). Защитная эффективность вакцины составила 85,2%. Нежелательные явления были в основном легкими и включали местные реакции и головную боль.
Большинство вакцин против коронавируса SARS-CoV-2 вызывают продукцию антител к S белку. Однако в гене S-белка быстро накапливаются мутации, и вакцины против старых штаммов теряют защитную эффективность. Вакцина «Конвасэл» содержит полноразмерный рекомбинантный нуклеокапсидный белок (N-белок) SARS-CoV-2, менее изменчивый, чем S-белок, а также вспомогательные вещества — (±)-α-токоферол, сквалан и полисорбат 80.




Ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера 2 (SGLT2i) в комбинации с агонистами рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (GLP1-RA) обеспечивают дополнительную защиту сердца и почек у пациентов с диабетом. Это показало исследование, результаты которого опубликованы в The Lancet Diabetes & Endocrinology.
SGLTi, также называемые глифлозинами, — это класс препаратов, снижающих уровень глюкозы в крови за счет усиления ее выведения с мочой. Агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 усиливают высвобождение инсулина и чувствительность к нему. Уже было показано, что оба класса препаратов улучшают состояние сердечно-сосудистой системы при диабете. Теперь же ученые из консорциума SMART-C провели метаанализ по данным 12 масштабных плацебо-контролируемых исследований глифлозинов с участием 73 238 пациентов с диабетом, 3 065 из которых уже принимали GLP1-RA. Глифлозины снижали риск основных неблагоприятных сердечно-сосудистых событий на 11%, риск госпитализации — на 23% по сравнению с плацебо. В комбинации с GLP1-RA они снижали риск прогрессирования хронической болезни почек на 33%, а ежегодную потерю функции почек — почти на 60%. Новых проблем с безопасностью при использовании такой комбинации выявлено не было.
Авторы полагают, что комбинацию препаратов имеет смысл назначать пациентам с диабетом в качестве дополнительной защиты сердца и почек.