мРНК: вакцина или генная терапия?

Первыми мРНК-вакцинами стали вакцины против COVID-19. Недавняя публикация в International Journal of Molecular Sciences посвящена вопросам регулирования этого нового класса вакцин. В условиях пандемии необходимо было быстро разработать и утвердить вакцины. При этом на момент их выпуска на рынок не существовало никаких специальных правил, регулирующих их производство и распространение, поэтому для контроля мРНК-вакцин в срочном порядке адаптировали существующие нормативы. Теперь же речь идет о необходимости более тщательно рассмотреть вопросы безопасности этих препаратов, основанных на сразу нескольких новых технологиях.

Автор публикации утверждает, что из-за особенностей механизма действия мРНК-вакцин они оказываются ближе к препаратам для генной терапии, и классифицировать их как вакцины нельзя. Это подразумевает особые процедуры контроля качества, некоторые из которых не проводились при выпуске мРНК-вакцин против COVID-19 на рынок. Так, для мРНК-вакцин должны быть разработаны специальные правила, предусматривающие контроль качественных и количественных показателей экспрессии целевого антигена, продолжительности и мест его экспрессии, а также токсичности этого антигена. Текущие нормативные акты не предполагают этого в обязательном порядке. Отчасти это объясняется срочностью, вызванной условиями пандемии, однако автор рассчитывает, что эти меры контроля введут для будущих мРНК-вакцин, разработанных вне контекста пандемии.

Добавить в избранное

Вам будет интересно

15.03.2024
523
0

Австралийские ученые на Европейском конгрессе клинической микробиологии и инфекционных заболеваний (ECCMID, Барселона, 27–30 апреля 2024 года) представят данные, согласно которым проявления постковидного синдрома не отличаются от последствий гриппа или других вирусных респираторных инфекций. Влияние долгого ковида на систему здравоохранения, скорее всего, связано с большим количеством зараженных SARS-CoV-2 людей, обратившихся за помощью в короткий промежуток времени, а не с тяжестью поражения организма.

Авторы опросили 5112 жителей штата Квинсленд с симптомами респираторного заболевания с 29 мая по 25 июня 2022 года: у 2399 диагностировали COVID-19, у 995 — грипп, еще у 1718 — ни то, ни другое. Через год, в мае и июне 2023 года, участников снова спросили об их симптомах. Всего 16% (834 из 5112) участников продолжали испытывать симптомы болезни, у 3,6% (184 человек) они мешали им в повседневной жизни. Анализ показал, что люди, пережившие COVID-19, испытывали такие симптомы не чаще, чем пережившие другую болезнь (3% против 4,1%), включая грипп (3,4%).

Авторы призывают больше внимания уделять всем «послевирусным» синдромам. «Более того, мы считаем, что пора перестать использовать такие термины, как “долгий ковид”. Они дают ошибочное представление, что в долгосрочных симптомах, связанных с этим вирусом, есть что-то уникальное и исключительное. Эта терминология может вызвать ненужный страх, а в некоторых случаях и чрезмерную настороженность к длительным симптомам, которая может затруднить выздоровление», — сказал Джон Геррард, главный санитарный врач Квинсленда.

12.03.2024
390
0

В организме человека рецептор ACE2 существует в связанной с мембраной и растворимой форме. Ранее было показано, что количество растворимого ACE2 повышалось под действием SARS-CoV-1, а также при гипоксии и недостатке кислорода. Также увеличение фракции растворимого ACE2 было отмечено при COVID-19. В новой работе немецкие исследователи показали, что растворимый ACE2 может мешать созреванию нейтрализующих антител.

Исследователи проанализировали 717 образцов от 295 пациентов с COVID-19 и показали, что количество ферментативно активного растворимого ACE2 повышалось в 2–10 раз (до 1 мкг/мл) у пациентов с умеренным и тяжелым COVID-19. Уровень растворимого ACE2 отрицательно коррелировал с количеством нейтрализующих антител (способных взаимодействовать с рецепторсвязывающим мотивом) при тяжелом протекании COVID-19. В опытах in silico авторы показали, что растворимый ACE2 нарушает формирование герминативного центра (зоны фолликула периферической лимфоидной ткани, в которой пролиферируют В-лимфоциты) и подавляет выработку высокоаффинных антител. То есть ACE2 маскирует важнейший вирусный эпитоп от B-клеток и таким образом вмешивается в формирование нейтрализующих антител. Исследователи считают, что растворимый рецептор подавляет иммунитет при коронавирусной инфекции.

Это исследование разительно контрастирует с предыдущими, в которых растворимый ACE2 использовали для терапии COVID-19. Растворимая форма рецептора «соревнуется» с клеточными рецепторами и отвлекает на себя часть S-белков коронавируса. Ученые создавали инженерный белок ACE2, который связывается с S-белком SARS-CoV-2 эффективнее природного ACE2, а также доставляли растворимый ACE2 в виде мРНК. Однако клиническое испытание не показало снижения виремии.

11.03.2024
475
0

Из-за противоэпидемических мер во время COVID-19 уровень передачи гриппа во всем мире достиг рекордно низких значений. Это, по-видимому, привело к исчезновению одной из двух линий вирусов гриппа B — Ямагата (подробнее на PCR.NEWS.). То же могло произойти и с одной из клад подтипа H3N2, пишет STAT.

Геномы вируса гриппа B/Ямагата и линии H3N2, известной как 3c3.A, последний раз загружались в международные базы данных в марте 2020 года, говорит Тревор Бедфорд, компьютерный биолог из Исследовательского центра рака Фреда Хатчинсона. Если тот и другой в самом деле исчезли, это облегчит подбор штаммов для вакцин против гриппа, которые обновляются ежегодно. Большинство вакцин являются четырехвалентными — включают антигены тех или иных штаммов подтипов H1N1 и H3N2 гриппа А, а также B/Виктория и B/Ямагата. Сейчас вакцины могут стать трехвалентными, а выбор штамма H3N2 упростится.

Однако необходимо продолжать мониторинг. «То, что никто его не видел, не означает, что он полностью исчез, верно? Но это возможно», — говорит вирусолог Флориан Краммер из Медицинской школы Маунт-Синай на Манхэттене.

18.01.2024
655
0

Недавно выяснилось, что исследователь из Пекина загрузил почти полную последовательность вируса SARS-CoV-2 в базу данных Национальных институтов здравоохранения за две недели до того, как эти данные стали доступны всему миру.

На дату загрузки последовательности обратил внимание вирусолог Джесси Блум из онкологического исследовательского центра Фреда Хатчинсона в Сиэтле. Согласно документам Министерства здравоохранения и социальных служб США, последовательность вируса загрузили в базу 28 декабря 2019 года. Пекин передал эту последовательность ВОЗ 11 января 2020 года — с момента, когда ученый из Института биологии патогенов в Пекине секвенировал вирус, прошло две недели. В этот период китайские чиновники по-прежнему называли вспышку заболевания в Ухане «вирусной пневмонией с неизвестной причиной». Промежуток между секвенированием вирусного генома и предоставлением этих данных ВОЗ мог стать ключевым периодом в борьбе с пандемией, в течение которого международное медицинское сообщество пыталось оценить и отреагировать на растущую угрозу.

По заявлению Кэти Макморрис Роджерс, председательницы Комитета по энергетике и торговле Палаты представителей США, это показывает, что США «не могут доверять ни одному из так называемых "фактов" или данных, предоставленных Коммунистической партией Китая, и ставят под серьезное сомнение обоснованность любых научных теорий, основанных на такой информации». Китай же продолжает защищать свою позицию в отношении исследования вируса и методов борьбы с ним. «Китай постоянно совершенствует меры реагирования на COVID, опираясь на научные данные, чтобы сделать их более направленными. Китайская политика реагирования на COVID основана на достижениях науки, эффективна и соответствует национальным реалиям Китая», — заявил представитель китайского посольства.

27.10.2023
956
0

С начала пандемии COVID-19 на рынке появилось множество продуктов, которые, по словам продавцов, могут лечить или предотвращать развитие коронавирусной инфекции. Польза от этих продуктов не была доказана научными методами, они не получали одобрения от органов государственного регулирования. Даже сейчас, когда заболеваемость COVID-19 значительно снизилась, многие подобные продукты остались на рынке, только фокус сместился на лечение симптомов долгого ковида.

Исследователи из США выявили 38 предприятий, рекламирующих продукты, которые содержат стволовые клетки и экзосомы. В распространении этих продуктов были задействованы 60 клиник в США, Мексике, Гватемале, Польше, Испании и так далее. Тридцать шесть предприятий позиционировали свои продукты как лекарство от долгого ковида, шесть — как препараты для укрепления иммунитета, пять — для лечения коронавирусной инфекции в острой фазе и два — для ее предотвращения. Цена на продукты варьировала от 2 950 до 25 000 долларов, в среднем 11 322 доллара. При этом достоверных данных об эффективности и безопасности этих препаратов по-прежнему нет. Авторы исследования призывают регулирующие и правоохранительные органы внимательно отнестись к угрозе, которую несут такие предприятия.