Новая радиоактивная метка предскажет ответ опухоли на терапию

Известно, что потребность опухолевых клеток в железе очень велика. Относительно недавно появились терапевтические подходы, нацеленные на пул лабильного (двухвалентного) железа в цитозоле. Однако для их успешного применения необходимы биомаркеры, предказывающие ответ опухоли. Ученые из США показали, что чувствительность опухоли к такой терапии можно определить по поглощению радиометки  18 F-TRX. Метка связывается с железом в цитозоле, и по ее накоплению можно судить о концентрации железа и, соответственно, об эффективности терапии Эксперименты проводились in vivo на ксенографтных моделях. Метку вводили в опухоль, а затем ее распределение визуализировали с помощью ПЭТ. Поглощение метки коррелировало с эффективностью TRX-CBI — молекулы, запускающей алкилирование ДНК при связывании с двухвалентным железом. В опухолях с максимальным поглощением 18F-TRX до терапии противоопухолевое действие TRX-CBI проявлялось сильнее всего. При этом эффективная доза метки была сопоставима с таковой для других меток, основанных на 18F. Таким образом, авторы впервые продемонстрировали возможность предсказывать чувствительность опухоли к терапии, направленной на лабильное железо, с помощью инструмента молекулярной визуализации.

18.06.2024

Исследователи отредактировали геном тихоходки с помощью метода DIPA-CRISPR (direct parental CRISPR). Они работали с видом Ramazzottius varieornatus, который состоит только из самок, размножающихся бесполым способом. Авторы хотят выявить гены, отвечающие за высокую устойчивость тихоходки к стрессорам. Подробнее.

При анализе современных и исторических геномов бактерии Pseudomonas viridiflava, патогена Arabidopsis thaliana, ученые обнаружили, что она способна «захватывать» гены бактериофагов, кодирующие токсин. Это помогает ей контролировать численность других близкородственных бактерий. При этом токсин не влияет на потенциально полезные бактерии растений. Авторы считают, что это открытие поможет подобрать альтернативу антибиотикам. Подробнее.

Для начала движения клетке необходимо нарушить симметрию. Чтобы изучить этот процесс, исследователи получили круглую минимальную синтетическую клетку с двойной мембранной, фосфолипидами, очищенными белками, солями и АТФ. В центр клетки поместили белок FKBP, а на мембрану — FRB; они работают как молекулярные переключатели. Под действием рапамицина FKBP связывает FRB и запускает полимеризацию актина. Клетка приобретает вытянутую форму. Авторы планируют дать клетке возможность двигаться. Подробнее

Мышам с опухолями не давали есть в течение 24 часов дважды в неделю. Это не снизило их вес, но сильно повлияло на естественные киллеры. Они «научились» использовать жирные кислоты как альтернативу глюкозе в качестве источника энергии. Это значительно оптимизировало их противораковую реакцию, так как опухолевое микроокружение также богато липидами. Более того, перепрограммирование естественных киллеров под действием голодания позволило им вырабатывать больше цитокинов, находясь в опухоли. Подробнее

Ученые выявили у мышей 2700 энхансеров, которые влияют на экспрессию генов, отвечающих за рост. У человека подобных энхансеров обнаружилось 2400. Для поиска они использовали метод, позволяющий получить мышиные эмбрионы с флуоресцентными костями. Подробнее

14.06.2024

Ученые создали микророботов, которые доставляют противораковые препараты к метастазам в легких. Их эффективность показали на мышах с меланомой и легочными метастазами. Для создания микророботов авторы химически присоединили наночастицы к поверхности зеленых водорослей Chlamydomonas reinhardtii, которые признаны безопасными FDA. Наночастицы — это сферы из биоразлагаемого полимера, наполненные доксорубицином и покрытые мембраной красных кровяных телец. Мембрана защищает наночастицы от иммунной системы. Микророботы повысили медиану выживаемости мышей с 27 до 37 дней. Подробнее

Размер серых китов, кормящихся на мелководье у северо-западного побережья Тихого океана, уменьшился примерно на 13% с 2000 года. Более того, видимое состояние здоровья китов также ухудшилось. Размеры животного сильно влияют на его физиологию, поведение и экологию. Авторы исследования опасаются, что это только первые признаки изменения состояния экосистемы. Подробнее

Назальная микробиота лучше, чем кишечная, подходит для выявления сепсиса. Смертность при сепсисе остается высокой, а его диагностика сопряжена с определенными трудностями. Ученые показали, что при сепсисе снижается бактериальное разнообразие и изменяется состав назальной микробиоты. В частности, повышается количество представителей родов Corynebacterium, Staphylococcus, Acinetobacter и Pseudomonas. Подробнее.

Исследователи проанализировали данные почти 900 000 женщин из восьми биобанков и выявили 56 наследуемых генетических вариантов, служащих предикторами потери одной из X-хромосом. Это состояние называется мозаичной потерей X-хромосомы, оно связано с повышенным риском развития лейкемии и чувствительностью к инфекциям, в частности, к пневмонии. Редкие варианты в гене FBXO10 были ассоциированы с удвоением риска утраты X-хромосомы. Также авторы идентифицировали генетические варианты, которые чаще встречаются на оставшейся X-хромосоме. По ним в перспективе можно оценивать риск рака при мозаичной потере X-хромосомы.  Подробнее

Новое устройство призвано облегчить анализ газов кишечника. По задумке авторов, пациент глотает капсулу, а носимая платформа с искусственным интеллектом при помощи магнитного поля анализирует местоположение капсулы в кишечнике и отслеживает концентрацию газов, таких как аммиак и кислород. До этого платформа была настольная, что затрудняло анализ. Авторы планируют проверить работу системы на свиньях.  Подробнее.

05.06.2024

На ежегодной встрече Американского общества клинической онкологии были представлены предварительные результаты фазы 1 клинических испытаний антитела FS222 для лечения рака. Наилучшие результаты получены у пациентов с метастатической меланомой.

FS222 — биспецифическое антитело, нацеленное на PD-L1 и CD137. В клиническое испытание включено 104 пациента с различными типами солидных опухолей; эти пациенты ранее получали от одного до семи курсов терапии. Предварительные результаты фазы 1 показали частичный или полный объективный ответ у пациентов с меланомой, немелкоклеточным раком легких, раком яичников, трижды негативным раком молочной железы, липосаркомой и раком толстой кишки. Общая частота ответа для всех типов опухолей составила 17%, однако у пациентов с поздними стадиями меланомы, не ответивших на терапию ингибиторами контрольных точек иммунитета, этот показатель был значимо выше — 47,4%. Сдержать прогрессию опухоли удалось у 68,4% таких пациентов.

Побочные эффекты, сообщается в докладе, говорят о приемлемом профиле безопасности препарата. Кроме того, после лечения в опухолях увеличилось количество Т-клеток — на это указывают результаты биопсии, — что подтверждает активацию противоопухолевого иммунного ответа у пациентов.

04.06.2024

На ежегодной встрече Эндокринологического общества, прошедшей в понедельник в Бостоне, были представлены  результаты исследования, посвященного риску онкозаболеваний у женщин с ранней менопаузой. У некоторых женщин, у которых менопауза наступает рано — до 40 лет, — повышен риск рака молочной железы и яичников. Кроме того, у родственников этих женщин может быть повышен риск развития РМЖ, рака простаты и колоректального рака.

Ученые начали исследование с гипотезы о том, что при первичной недостаточности яичников — прекращении их функционирования в возрасте до 40 лет — может возникать предрасположенность к раку, связанному с гормонами. Проанализировав медицинские записи системы здравоохранения штата Юта за 1995–2021 годы, авторы исследования выявили 613 женщин с первичной недостаточностью яичников и 165 — с ранней менопаузой. Они обнаружили, что у женщин с ранней менопаузой в два раза выше риск развития рака груди и почти в четыре — рака яичников. Кроме того, у их родственников второй степени родства (тети, бабушки) риск РМЖ был повышен в 1,3 раза, колоректального рака — в 1,5. Родственники первой, второй и третьей степени родства были подвержены повышенному риску рака предстательной железы (в 1,3–1,6 раза).

Авторы исследования призывают женщин, у которых менопауза наступила рано, регулярно проходить обследование на РМЖ, особенно если у них есть родственники с онкозаболеваниями. Врачи общей практики и гинекологи также должны знать, что ранняя менопауза повышает риск развития ряда заболеваний, и одной из патологий, на которые следует обратить внимание, может быть рак молочной железы.

28.05.2024

AbelZeta Pharma (Китай) и AstraZeneca представят на конгрессе Американского общества клинической онкологии ASCO в начале июня CAR Т-клеточную терапию поздних стадий рака печени, которая вызвала ответ у 50% больных. Разрешенной CAR Т-терапии солидных опухолей пока не существует.

В исследовании участвовало 24 пациента, у 20 были внепеченочные метастазы; медианное количество линий терапии, которые они проходили ранее, — 3,5; 23 пациента получали ингибиторы контрольных точек иммунитета и ингибиторы тирозинкиназы. Эффективность лечения оценили для 22 человек. Размер опухоли снизился у 20, включая новообразования внепеченочной локализации; медианное уменьшение размера — 44% (от 3,4 до 94,4%). Ответ на лечение (objective response rate, ORR) составил 50%; в группе, получившей максимальную дозу, — 57,1% (у 4 из 7).

Мишенью терапии C-CAR031 является белок GPC3, который экспрессируется на поверхности клеток рака печени и практически отсутствует в здоровой ткани. Аутологичные Т-клетки, нацеленные на GPC3, экспрессируют также укороченный, без внутриклеточного домена, рецептор RII цитокина TGFβ (TGFβRII), который блокирует иммуносупрессивное действие этого цитокина в опухолевом микроокружении.