Опубликованы результаты фазы 1 КИ вакцины против ВИЧ на основе белковых 60-меров

Журнал Science опубликовал статью, в которой детально описываются результаты фазы 1 клинических исследований вакцины против ВИЧ, содержащей 60-меры фрагментов поверхностного белка ВИЧ gp120; эти 60-меры называются eOD-GT8. Они стимулируют выработку предшественников широконейтрализующих антител (ШНАт). Предполагается, что многоступенчатая схема вакцинации вызовет появление антител, защищающих организм от разнообразных штаммов ВИЧ; таким образом, данная вакцина — лишь первая ступень. Обнадеживающие результаты этого КИ, получившего название IAVI G001, были обнародованы еще в феврале 2021 года: вакцина была безопасной и индуцировала образование антител — предшественников ШНАт у 26 из 27 реципиентов (97%).

В июне 2022 года некоммерческая исследовательская организация IAVI и компания Moderna сообщили о запуске фазы 1 клинических испытаний IAVI G003 мРНК-вакцины против ВИЧ — mRNA-1644 — в Руанде и ЮАР. Эта вакцина содержит мРНК, которая кодирует фрагмент белка gp120, способный собираться в 60-меры.

Подробнее о том, как получить широконейтрализующие антитела против ВИЧ, на PCR.NEWS.

23.04.2024

Увеличение продолжительности жизни и пенсионного возраста, а также улучшение некоторых аспектов здоровья влияют на восприятие старости. В немецком исследовании поучаствовали 14 056 человек 1911–1974 года рождения. В период с 1996 по 2021 годы (когда участникам было 40–100 лет) они до восьми раз отвечали на вопросы о старении. Люди, которые родились в 1911 году, отвечали, что старость наступает в 71, а в 1956 — в 74. Однако в последние годы эта закономерность уже не так выражена. Также по мере того, как человек стареет, возраст, который он считает «старостью», отодвигается (до некоторого предела). Подробнее

Идентификация отдельных клеток при микроскопии — важная задача, но бывает тяжело отличить их от других клеток и фона. С этим помог бы справиться искусственный интеллект (ИИ), но сначала его нужно обучить. К сожалению, есть недостаток аннотированных данных, так как сегментация единичных клеток — очень трудозатратный процесс. Тогда ученые создали реалистичные изображения единичных клеток с помощью другого ИИ. Полученные таким методом изображения уже аннотированы и могут быть использованы для обучения модели. Подробнее.

Ученые использовали бластоиды (структуры, которые обладают некоторыми свойствами эмбрионов, но не могут развиться в организм), чтобы изучить формирование эмбрионов, из которых потом разовьются монозиготные близнецы. «Близнецовые» бластоиды чаще развивались, если ученые засевали на подложку большое количество стволовых клеток, а также если была выше концентрация веществ, способствующих дифференцировке стволовых клеток в трофэктодерму. Авторы предположили, что быстрый рост трофэктодермы может провоцировать разделение внутренней клеточной массы. Подробнее.

Новый тест использует ИИ для того, чтобы диагностировать рак поджелудочной железы, желудка и колоректальный рак. При этом не обязательно использовать свежий образец, достаточного сухого пятна крови. Пока рак выявили у 82–100% пациентов, но технологию еще совершенствуют. Авторы работы сомневаются, что тест скоро будет доступен пользователям, но возлагают на него большие надежды. Подробнее.

Ученые показали, что один из видов амазонских бабочек появился в результате гибридизации двух других видов. Предки современных Heliconius melpomene и Heliconius pardalinus гибридизовались, чтобы создать третий отдельный вид — Heliconius elevatus — примерно 200 000 лет назад. Это важное открытие, так как достаточно сложно доказать, что один вид является гибридом других видов. Подробнее

19.04.2024

Появляются лекарства от рассеянного склероза, которые могут замедлить течение болезни, но не остановить ее. Для разработки новых препаратов нужно больше знать о механизме развития заболевания. Более того, ранее обнаружение болезни может повысить эффективность уже существующей терапии. Американские исследователи проанализировали образцы крови 250 людей с рассеянным склерозом и их же анализы, отобранные несколько лет назад при поступлении на службу в вооруженные силы.

Оказалось, что у 10% пациентов в крови выявлялся определенный профиль аутоантител еще за годы до постановки диагноза. Более того, у них были и другие признаки нарушения иммунных реакций. Исследователи выявили повышенный уровень легкой цепи нейрофиламента — белка, который высвобождается при повреждении нейронов. Авторы предполагают, что их иммунная система принимала собственные белки за вирусную угрозу.

На участниках исследования ORIGINS с неврологическими симптомами авторы подтвердили, что 10% пациентов являлись носителями выявленного профиля аутоантител. Он однозначно свидетельствовал о развитии рассеянного склероза в будущем.

19.04.2024

23andMe — публичная акционерная компания, находящаяся в Калифорнии, которая оказывает услуги в области потребительской генетики (информация о предрасположенности к заболеваниям по запросу клиента, поиск предков, установление степени родства), а также предоставляет свои данные разработчикам лекарств. В четверг компания объявила, что генеральный директор Энн Воджицки выдвигает предложение о приобретении находящихся в обращении акций, которыми она еще не владеет. Воджицки сейчас принадлежат более 20% от общего количества акций, что дает ей право примерно на 49% голосующих акций компании.

В прошлом месяце совет директоров 23andMe сформировал комитет для рассмотрения стратегических альтернатив, направленных на максимизацию акционерной стоимости. Этот комитет рассмотрит предложение Воджицки. В заявлении компании говорится, что она пока не намерена давать дальнейшие комментарии по этому вопросу.

В декабре 2023 года 23andMe сообщила об утечке данных, включая генетические, которая затронула примерно 6,9 миллиона пользователей. В феврале 2024 года было сообщение о 33%-ном снижении доходов компании в третьем квартале 2024 финансового года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; снизились доход от исследовательских услуг и объемы продаж комплектов Personal Genome Service.

Аналитик TD Cowen Стивен Мах отметил, что инвесторам «следует приветствовать» предложение Энн Воджицки, так как некоторые инвесторы хотели бы вкладывать средства только в терапевтический бизнес компании, но не в услуги direct-to-consumer, а другие, напротив, не заинтересованы в терапевтическом бизнесе.

Акции 23andMe выросли на 40% на ранних утренних торгах на Nasdaq и торговались примерно по 0,50 доллара за акцию.

19.04.2024

Зубная эмаль — самая твердая ткань тела человека, но у грызунов она еще крепче. Исследователи изучили зубы бобров, нутрий, белок, сурков, крыс, полевок и мышей и показали, что в их зубах находятся карманы нанометрового размера, заполненные богатым железом веществом, которые и защищают эмаль от кислот и механического воздействия. Зубы грызунов окрашивает в характерный оранжево-коричневый цвет не эта богатая железом ткань, а тонкий поверхностный слой ароматических аминокислот и неорганических веществ. Богатые железом включения могут найти применение в стоматологии. Подробнее

Ученые разработали новый метод, который назвали «высокоскоростная атомно-силовая микроскопия». Он позволяет отслеживать изменения структуры белка в реальном времени и снимать «кино» со скоростью 50 изображений в секунду. Авторы опробовали метод на белке-транспортере GltPh, который переносит нейромедиаторы в клетку. Для применения нового метода очень важно изолировать целевой белок, чтобы избежать влияния белок-белкового взаимодействия. Подробнее

Недавно был получен самый полный референсный геном кофе арабики (Coffea arabica). Исследователи показали, что этот вид произошел в результате гибридизации Coffea eugenioides и Coffea canephora в какой-то момент от 610 000 до 1 млн лет назад. Для получения референса ученые секвенировали 39 сортов арабики и даже образец XVIII века, который Карл Линней использовал, чтобы дать название виду. Подробнее

Королевы шмеля восточного обыкновенного (Bombus impatiens) в состоянии гибернации могут пережить недельное погружение под воду. Этот факт обнаружили случайно, когда вода попала в контейнер со спящими королевами. После этого исследователи провели опыты, в которых пчел, находящихся в выстоянии гибернации, удерживали под водой поршнями в течение недели. Выживаемость была такой же, как и у контрольных насекомых, и составляла порядка 90%. Подробнее

Анализ медицинских записей 2,2 млн жителей Швеции показал, что распространенные осложнения при беременности ассоциированы с повышенным риском смерти матери даже спустя 46 лет после беременности. Так, гестационный диабет повышает риск сокращения жизни матери на 52%, преждевременные роды — на 41%, малый вес новорожденного — на 30%, нарушения регуляции кровяного давления (кроме преэклампсии) — на 27%, преэклампсия — на 13%. Пока неясно, вызывают ли эти осложнения проблемы со здоровьем или просто указывают на существующие состояния. Подробнее

17.04.2024

Ингибитор ацетилхолинэстеразы донепезил часто назначают при деменции. Это лекарство призвано замедлить прогрессирование таких симптомов, как потеря памяти, но не до конца понятно, насколько оно эффективно. В то же время принимающие препарат люди испытывают ряд неприятных и зачастую опасных побочных эффектов. Считалось, что среди этих нежелательных явлений — повышенный риск развития аритмии. Однако системный обзор и метаанализ канадских ученых поставили эту информацию под сомнение.

Авторы проанализировали 60 рандомизированных клинических испытаний, в которых участвовали более 12 тысяч человек. Испытания, результаты которых говорили об риске аритмии, были небольшими и не имели соответствующей группы сравнения. Авторы новой работы считают, что упоминания о риске аритмии нужно убрать с упаковки и из электронных медицинских карт, однако влияние донепезила на людей, уже имеющих заболевания сердца, еще необходимо изучать.