Перелетная саранча защищается от каннибализма при помощи феромона

Поведение перелетной саранчи меняется на протяжении жизни — у взрослых особей этих прямокрылых чередуются одиночная и стадная фазы. В одиночную фазу насекомые избегают контактов с сородичами и потребляют относительно мало пищи, однако возрастание плотности популяции способно переменить их поведение всего за несколько часов. Перешедшие в стадную фазу особи становятся активней и агрессивней, а также начинают выделять феромоны, стимулирующие роение насекомых. Именно в стадной фазе у перелетной саранчи наблюдаются случаи каннибализма. Поведенческие эксперименты указывают на прямую зависимость между плотностью популяции и частотой каннибализма. Оказалось, что фенилацетонитрил (одно из веществ, выделяемых перелетной саранчой исключительно во время стадной фазы) ограничивает подобное поведение — при помощи редактирования генома ученые подтвердили, что в популяциях неспособной к выработке фенилацетонитрила перелетной саранчи каннибализм резко учащается. Авторы работы предполагают, что ингибирование выработки или восприятия этого вещества помогут ограничивать численность популяций перелетной саранчи.

28.05.2024

Авторы работы, опубликованной в International Journal of Cancer, нашли в 420 статьях, вышедших с 2004 по 2023 год в журналах, посвященных исследованиям рака, упоминания восьми клеточных линий с неверными названиями. Часть таких упоминаний можно списать на ошибку, но в 235 случаях ученые заподозрили авторов в подделке результатов исследований. Например, там сравнивали клеточные линии с правильно и неправильно написанными названиями и получали разные результаты. Некоторые из этих несуществующих клеточных линий уже упоминались в обзорах; они могут сбить с толку авторов новых статей. Скорее всего, авторы опасались выдумывать названия клеточных линий, чтобы их не уличили в подделке, и скопировали откуда-то названия, написанные с ошибкой. Подробнее

Сумчатые животные Тасмании боятся людей сильнее, чем других хищников. Исследователи установили камеры и спикеры, которые при приближении животных проигрывали записи спокойного человеческого голоса, лая собак, рычания тасманийского дьявола, воя волков и блеяния овцы в качестве контроля. Оценивали реакции пяти видов сумчатых, включая кенгуру и валлаби. Животные сбегали от звуков голоса человека в 2,4 раза чаще, чем от следующего по силе влияния на поведение звука — лая собаки. Подробнее

Для рыбы-удильщика характерен сексуальный (половой) паразитизм — самец временно прикрепляется к самке или навсегда сливается с нею в период размножения. Ученые показали, что эта черта появилась во время глобального потепления 50–35 млн лет назад и совпала с переходом предков рыб-удильщиков от жизни на океанском дне к жизни в толще воды. Предположительно, паразитизм повышает шансы удильщиков на успешное размножение: после обнаружения партнера он уже никуда не денется. Подробнее

В настоящее время волчанку лечат стероидами, которые подавляют иммунную систему, что сопряжено с серьезными рисками. В разработке находятся более таргетные препараты. Однако волчанка — генетически разнородная болезнь, которую вызывают мутации в различных генах. Ученые связали подтип волчанки с мутациями в генах, регулирующих активность толл-подобных рецепторов, в частности, TLR7. Скоро в клинику поступят препараты, которые могут помочь именно этой группе пациентов. Подробнее

Авторы исследования, опубликованного в PNAS, разработали новый метод анализа белок-белкового взаимодействия в контексте различных тканей — MACSPI (Methionine Analog-based Cell-Specific Proteomics and Interactomics). Они метили белки в отдельных типах клеток зондами из аминокислот, структурно схожих с метионином. Под действием света зонды ковалентно сшивали взаимодействующие белки; также зонд можно использовать, чтобы «вытащить» сшитые белки. Авторы применили метод для анализа мышечной и нервной тканей нематоды и нашли много новых взаимодействий. Подробнее.

27.05.2024

На Кинопоиске — премьера фильма «Дихотомии». Врачи и пациенты смотрят друг на друга вне заложенных ситуацией ролей, делятся мыслями и чувствами. Фильм сняла Анна Симакова, управляющий партнер клиники ранней реабилитации «Три сестры» и профессиональный кинорежиссер.

В конце 2023 года команда «Трех сестер» решила снять несколько интервью к новогоднему празднику, чтобы по-новому раскрыть людей в медицине. Но собранный материал оказался настолько серьезным, что было решено собрать его в полноценный документальный фильм. Он основан на глубинных интервью с 50 людьми — пациентами, врачами, руководителями частных клиник и государственных больниц из нескольких городов России.

24.05.2024

Дети неандертальцев (которые жили 400 000–40 000 лет назад) и людей современного типа, живших в эпоху верхнего палеолита (50 000–12 000 лет назад), одинаково сильно страдали от стрессовых факторов, но в разном возрасте. Авторы статьи в Scientific Reports проанализировали 423 зубов неандертальцев (от 74 индивидов) и 444 зубов верхнепалеолитических людей современного типа (от 102 индивидов). Показателями стресса были горизонтальные бороздки — участки истонченной зубной эмали, связанные с инфекционными и другими болезнями, недоеданием, дефицитом питательных веществ и травмами.

Признаки стресса встречались в обеих группах одинаково часто. Однако у людей верхнего палеолита дефекты эмали чаще возникали в возрасте отлучения от груди (1-3 года), чем позднее. У неандертальцев дефекты эмали появлялись в предполагаемый период отлучения от груди (около года), но достигали пика позднее, в 2–4 года, а затем становились реже.

Авторы предполагают, что после прекращения грудного вскармливания у людей современного типа дефицит энергии, необходимой растущему организму, смягчался за счет более длительной зависимости от родителей и предоставления детям доступа к пище взрослых. Это могло дать нашим предкам долгосрочное преимущество перед неандертальцами.

24.05.2024

Внутри отдельных видов существует корреляция между распространенностью рака и размером тела — так, распространенность рака увеличивается в зависимости от роста взрослого человека или размера тела собак. Однако между видами млекопитающих наблюдается обратная корреляция — более высокая масса тела связана с меньшим риском рака. Феномен называется парадоксом Пето. Исследователи из США опубликовали препринт статьи, в которой изучили, как потеря генов защищает крупных млекопитающих от онкозаболеваний.

Утрата генов может способствовать развитию фенотипических различий между видами. Проанализировав геномы 17 видов афротериев и неполнозубых, ученые обнаружили множество потерь генов у представителей класса Paenungulata: слонов, даманов и морских коров. Изначально они предполагали, что устойчивость слонов к раку может быть связана в том числе с потерей онкогенов, однако обнаружили иное. Утраченные гены были связаны с такими вариантами клеточной гибели, как некроптоз (MLKL и RIPK3) и пироптоз (AIM2, MEFV, NLRC4, NLRP1 и NLRP6). Исследователи заключили, что механизмы регуляции некроптоза и пироптоза в этих линиях либо крайне видоизменены, либо утрачены. В свою очередь, это может способствовать, с одной стороны, устойчивости к раку, а с другой — восприимчивости к инфекции патогенами.

24.05.2024

Дети матерей-билингвов, слышавшие во время внутриутробного развития речь на двух языках, иначе воспринимают звуки. Чтобы это выяснить, исследователи отслеживали активность мозга 129 младенцев (76 — от билингвальных матерей) с помощью трех закрепленных на голове электродов. Они измеряли вызванный слуховой потенциал в ответ на звуковой стимул из двух гласных /oa/, определяя его спектр в зависимости от тона и тембра голоса. Оказалось, что амплитуда записанных спектров не различалась между детьми моно- и билингвальных матерей в ответ на тон голоса (хотя соотношение сигнал-шум было ниже у детей билингвов), но у монолингвальных новорожденных она была выше на частоте, связанной с тембром. Исследователи пришли к выводу, что дети, рожденные от билингвов, более комплексно реагируют на звуки и поэтому способны обрабатывать более богатый диапазон частот. Подробнее

Почему у обезьян-носачей такие носы? Этим вопросом задались авторы статьи в Scientific Reports — они проанализировали черепа носачей и показали, что особая структура носовой полости служит для акустической сигнализации и внешней демонстрации социального статуса самца. Ученые также подтвердили, что способность громче издавать вокализации трех типов подвергалась у носачей половому отбору. Подробнее

Искусственный интеллект предсказал поведение плодовой мушки. Для этого ученые записали поведение самца мушки во время ухаживания за самкой. Затем они последовательно нокаутировали те или иные гены в зрительных нейронах и обучили ИИ отслеживать изменения в поведении. В результате модель смогла предсказать, как будет вести себя самец при виде самки. Исследователи объясняют: сочетания нейронов зрительной проекции управляют взаимодействием самца с самкой, даже если эти нейроны не связаны с социальным поведением напрямую. Предложенная модель позволила сопоставить стимулы, типы нейронов и поведение мушки. Подробнее.

Биофизики смоделировали действие кетамина на разные нейронные контуры мозга и проверили его на человеке. В малых дозах кетамин усиливал активность в диапазоне быстрых гамма-волн (30-40 Гц), а при более высоких дозировках эти гамма-волны прерывались очень медленными дельта-волнами. Такое прерывание гамма-волновой активности, по-видимому, и связано с отключением сознания на высоких дозах кетамина. Авторы также выдвинули две гипотезы, объясняющие механизм такого влияния на активность мозга. Подробнее.

В Финляндии недавно обнаружилась популяция кошек с необычным окрасом, который исследователи назвали «лакричным» — темная шерсть таких кошек содержит волоски с белыми кончиками. Генетики проанализировали причины появления такого окраса и выяснили, что дело в гене KIT, а точнее, в 95-килобазной делеции в его 3’-фланкирующем регионе.  Подробнее