Позднее начало менопаузы связано с лучшим здоровьем сосудов

Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 20% ниже у женщин, вступивших в менопаузу позже обычного (то есть в 55 лет или в более позднем возрасте), чем у женщин, менструация у которых завершилась в 45–54 года. Исследователи из США выяснили возможный механизм этого эффекта. Результаты опубликованы в журнале Circulation Research.

Состояние эндотелия 92 женщин определяли, измеряя поток-опосредованное расширение плечевой артерии. Также авторы оценивали состояние митохондрий в клетках, выстилающих кровеносные сосуды, и определяли уровни метаболитов крови. В исследовании сравнивали состояние женщин до менопаузы, с обычным и поздним наступлением менопаузы.

Здоровье артерий было значительно хуже у женщин после менопаузы, чем до, а их митохондрии выделяли больше свободных радикалов. Но сосуды функционировали на 24% хуже у женщин с поздним наступлением менопаузы и на 51% хуже у женщин, вступивших в менопаузу в 45–54 года. Даже через пять лет сосуды у женщин с поздней менопаузой функционировали на 44% лучше. Это было связано с лучшей работой митохондрий, которые вырабатывали меньше свободных радикалов. Также позднее начало менопаузы было ассоциировано с более «благоприятными» уровнями 15 липидов и связанных с ними метаболитов.

Добавить в избранное

Вам будет интересно

17.03.2025
547
0

Двое исследователей сообщили KFF Health News, что Национальные институты здравоохранения призвали исследователей удалить все ссылки на технологию мРНК-вакцин из заявок на гранты. Эта технология была использована в вакцинах против COVID-19 компаний Moderna Pfizer/BioNTech, ее создатели получили Нобелевскую премию. Сейчас разрабатываются не только мРНК-вакцины против возбудителей инфекционных заболеваний, но и мРНК-вакцины против рака.

Высокопоставленный сотрудник Национального института рака подтвердил, что исполняющий обязанности директора NIH Мэтью Мемоли разослал электронное письмо по всем подразделениям NIH с указанием сообщать обо всех грантах, контрактах или коллаборациях, связанных с вакцинами на основе мРНК, в офис министра здравоохранения и социальных служб Роберта Кеннеди-младшего и в Белый дом.

Такое же сообщение было разослано перед тем, как прекратилась грантовая поддержка исследований, посвященных желанию людей вакцинироваться или отказам от вакцинации. В нем говорилось, что NIH не заинтересован в изучении причин, по которым люди избегают вакцинации, или в изучении способов «повышения интереса и приверженности вакцинации». В частности, был отменен грант на исследование возможных офтальмологических осложнений после вакцинации против опоясывающего лишая. Как отмечает The Washington Post, это могло произойти из-за присутствия ключевых слов, таких как «вакцина» и «колебание» врачей (а не пациентов!), направляющих на вакцинацию людей, у которых вирусная инфекция ранее затронула глаза.

17.03.2025
559
0

Исследователи проанализировали медицинские данные 3,5 млн детей, родившихся в Южной Корее с пороками сердца (72 205 детей) или без них. За состоянием здоровья детей и их матерей наблюдали в среднем 10 лет. Анализ показал, что у детей с врожденными пороками сердца риск развития рака на 66% выше, чем у детей без пороков сердца. Риск был более чем в два раза выше у новорожденных с дефектами, затрагивающими кровеносные сосуды или сердечные клапаны, и в два раза выше среди тех, у кого был сложный врожденный порок сердца. Результаты исследования опубликованы в журнале Circulation.

У матерей детей, рожденных с пороками сердца, риск развития рака в течение ближайших 10 лет был на 17% выше, чем у матерей детей без пороков сердца. При этом матери (19 310 женщин), имевшие в анамнезе онкологические заболевания, были исключены из анализа. Причина этого явления пока не установлена. Возможно, у этих женщин есть генетическая предрасположенность или мутации, которые одновременно влияют на пороки развития и рак. Еще одно возможное объяснение — это стресс. Он повышает риски рака, а рождение больного ребенка — это сильный стресс. Исследователи подчеркивают важность пожизненного наблюдения за здоровьем пациентов с врожденными пороками сердца. В то же время они отмечают, что может существовать неизвестный фактор, повлиявший на результаты.

10.03.2025
551
0

Один из возможных подходов к лечению болезни Паркинсона — заменить погибшие дофаминергические нейроны новыми, выращенными из стволовых клеток самого пациента. Клиническое испытание такой терапии недавно начали в центре медицинских исследований Mass General Brigham (Массачусетс, США). К настоящему моменту трансплантацию прошли три пациента.

Институт исследований нейрорегенерации, входящий в структуру Mass General Brigham, разработал и запатентовал метод аутологичной трансплантации стволовых клеток для лечения болезни Паркинсона. Первая работа о применении стволовых клеток для получения дофаминергических нейронов была опубликована в 2002 — опыты проводили на крысах. В 2010 году аналогичный эксперимент провели с нейронами, выращенными из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток человека (ИПСК), а еще через пять лет безопасность и эффективность лечения паркинсонизма с помощью трансплантации нейронов, полученных из аутологичных стволовых клеток, подтвердили на нечеловекообразных приматах. Наконец, в 2023 году Институт исследований нейрорегенерации получил одобрение FDA на проведение клинического испытания.

Всего в фазу 1 КИ планируется включить шесть участников — эти пациенты с болезнью Паркинсона будут находиться под наблюдением в течение 12 месяцев после трансплантации. Пока что набрана только половина от запланированного числа, первый пациент получил лечение в сентябре 2024 года. Исследователи рассчитывают отследить возможные улучшения и, при благоприятном исходе, продолжить КИ.

07.03.2025
635
0

Около 80 миллионов человек во всем мире страдают от тремора, который может мешать выполнять даже простые повседневные действия. Команда ученых из Германии предложила бороться с тремором с помощью искусственных мышц, которые будут компенсировать непроизвольные движения.

Основу конструкции составляет пара мягких электрогидравлических приводов, которые крепятся на предплечье пациента. Они настроены часто сжиматься и растягиваться таким образом, чтобы за счет компенсации движений подавить тремор кисти. Для испытаний ученые создали «механического пациента» — роботизированную руку, которая воспроизводила ранее записанные движения руки пациента, в том числе дрожание. Разработанное устройство действительно подавляло клинически значимый тремор в диапазоне от 2 до 8 Гц, генерируя адекватную силу воздействия во всех протестированных случаях.

Ученые отдельно подчеркивают перспективность «механического пациента» в тестировании активных экзоскелетов — для предварительной оценки новой разработки его применять проще и быстрее, чем проводить испытания на реальных пациентах.

04.03.2025
636
0

Ученые ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина ФМБА России, ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова и других научных центров выделили около двадцати новых микобактериофагов — фагов микобактерий, к которым относятся возбудители туберкулеза и проказы. В январе они опубликовали статью об одном из них — микобактериофаге Vic9.

В образцы почвы, содержащие бактериофаги, добавляли культуру лабораторного штамма бактерии Mycobacterium smegmatis. Это позволило размножиться только микобактериофагам (метод накопительных культур). Vic9 был обнаружен в образцах, собранных на скотном дворе в Московской области. Как и большинство других микобактериофагов, он имеет икосаэдрическую головку и длинный несокращающийся хвост. Он продемонстрировал небольшую литическую активность в отношении Mycobacterium tuberculosis, но не в отношении других исследованных видов микобактерий.

Анализ генома Vic9 указал на его принадлежность к подкластеру B2 кластера B. До сих пор фаги из этого субкластера изолировали в США и Бразилии, на территории России это первая находка. Авторы также выполнили функциональную аннотацию генома фага.

Лекарственная устойчивость бактерий комплекса M. tuberculosis растет во всем мире, поэтому сохраняется интерес к фаготерапии микобактериальных инфекций, несмотря на известные проблемы с ее внедрением в клиническую практику. Потенциал некоторых микобактериофагов показан в экспериментах in vitro и in vivo.

«У нас сейчас есть несколько, на наш взгляд, перспективных фагов, готовим вторую публикацию», — комментирует руководитель проекта, Егор Шитиков, доктор биологических наук, заведующий лаборатории молекулярной генетики микроорганизмов ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина ФМБА России.