При апноэ окситоцин и КРГ воздействуют на ствол мозга и повышают давление
Апноэ ассоциировано с повышенным давлением, однако механизм этой связи был не до конца понятен. Авторы из США провели исследование на грызунах и показали, что, когда уровень кислорода в крови падает при апноэ, передний мозг подает сигнал опасности стволу головного мозга, который контролирует работу сердца и легких. Авторы уточнили, что активируют ствол мозга два нейротрансмиттера — окситоцин и кортикотропин-рилизинг гормон (КРГ). Со временем это приводит к развитию гипертензии. А гипертензия, в свою очередь, повышает риск инсульта, осложнений со стороны метаболизма и других расстройств.
Люди с апноэ не только часто имеют повышенное давление, но и меньше спят, что влияет на их когнитивные способности и память. Авторы говорят, что их цель — помочь клиницистам разработать специфичное лекарство, таргетирующее или эти нейротрансмиттеры, или белки, которые их связывают, чтобы снизить давление у людей, страдающих от апноэ.
Вам будет интересно
Сейчас активно изучаются антитела широкого спектра действия против ВИЧ, способные нейтрализовать различные штаммы изменчивого вируса (широконейтрализующие антитела, ШНАТ). Такие антитела вводят пациентам внутривенно, но они достаточно быстро исчезают из кровотока, требуются частые повторные инфузии, при этом стоимость препаратов антител высока. Разработка вакцин, которые вызвали бы продукцию ШНАТ, — задача, которая займет годы (подробнее на PCR.NEWS). Российские ученые исследуют альтернативную стратегию: внутримышечное введение векторов на основе AAV, которые доставляют в клетки гены, кодирующие последовательности ШНАТ против ВИЧ-1. Таким образом обеспечивается постоянная продукция антител в организме. Статья опубликована в журнале Viruses.
Авторы испытали на мышиных моделях две комбинации векторов AAV9, кодирующих различные ШНАТ, — N6, 10E8, 10-1074 (КомбиМаб-1) и VRC07-523, PGDM1400, 10-1074 (КомбиМаб-2). У мышей охарактеризовали экспрессию антител и их нейтрализующую способность против различных штаммов ВИЧ-1. КомбиМаб-2 обеспечила более высокие титры, чем КомбиМаб-1, при этом обе комбинации вызвали продукцию антител, нейтрализующих все вирусные штаммы из глобальной панели ВИЧ-1. Интересно, что у мышей линии C57BL/6 титры ШНАТ были выше, чем у мышей CBAxC57B.
Финские исследователи проанализировали влияние диеты детей на риск развития у них диабета 1 типа. Доклад на эту тему представлен на ежегодной встрече Европейской ассоциации по изучению диабета (9–13 сентября). В исследовании участвовали 5674 ребенка с генетической предрасположенностью к диабету 1 типа. С трехмесячного возраста до шести лет родители записывали всю информацию о диете детей.
К шестилетнему возрасту у 94 детей развился диабет, еще у 206 выявлялись антитела к островковым клеткам поджелудочной железы, так что риск развития диабета в ближайшие годы у них был повышен. Всего авторы анализировали влияние 34 пищевых групп. Фрукты, овес или рожь были ассоциированы с повышенным риском развития диабета, а клубника, черника, брусника, малина, черная смородина и другие ягоды оказывали защитный эффект. Овес, бананы, кисломолочные продукты и пшеница были связаны с повышенным риском выявления антител к островковым клеткам поджелудочной железы, тогда как крестоцветные, такие как брокколи, цветная и белокочанная капуста, были связаны с пониженным риском.
Ягоды богаты полифенолами, снимающими воспаление, а в фруктах могут быть пестициды, но пока достоверно механизм выявленной закономерности неясен. Авторы считают, что пока рано давать рекомендации по диете, ведь фрукты и злаки —важная составляющая здорового питания.
Устройства для непрерывного мониторинга физиологических показателей ограничены трудностями, связанными с энергоснабжением и габаритами. Авторы статьи в Nature Electronics предложили совместить источник питания с источником данных — они создали носимое на пальце устройство для анализа метаболитов пота, которое из этого же пота получает энергию.
Конструкция содержит биотопливные элементы, расположенные в местах, где прибор соприкасается с кончиком пальца. Кончики пальцев крайне активно вырабатывают пот, и его постоянное выделение, по задумке авторов, должно эффективно подпитывать устройство. Накопленная таким образом энергия заряжает эластичные цинк-хлорсеребряные аккумуляторы, которые питают набор датчиков. В актуальной версии инженеры использовали четыре датчика, по одному на каждый из биомаркеров: глюкоза, витамин C, лактат и леводопа. Пот перемещается по микрофлюидной системе к датчикам, попутно давая устройству энергию, и подвергается анализу целевых метаболитов. Полученные от датчиков сигналы затем обрабатываются встроенным в прибор чипом и по беспроводной связи (Bluetooth) передаются на смартфон или ноутбук.
Работу автономного устройства для мониторинга метаболитов пота проверили на добровольце. Испытуемый носил прибор в течение дня, чтобы отслеживать уровень глюкозы во время еды, уровень лактата во время работы за столом и физических упражнений, уровень витамина С во время употребления апельсинового сока и уровень леводопы после употребления садовых бобов, ее природного источника. В ходе испытаний подтвердилось, что устройство может определять уровень этих метаболитов в течение длительного времени. Авторы разработки отмечают, что в будущем спектр анализируемых метаболитов пота можно расширить.
У некоторых людей не получается достаточно спать на неделе, и они отсыпаются на выходных. Но снижает ли это риск сердечно-сосудистых заболеваний, связанный с недосыпом? Китайские исследователи представили доклад на эту тему на Конгрессе Европейского общества кардиологов-2024.
Авторы проанализировали данные 90 903 участников проекта UK Biobank. Они разделили их квартили (Q1–4) в зависимости от того, сколько дополнительных часов они спали в выходные. Q1 (n = 22 475) в выходные спали еще меньше, чем в будние дни, от -16,05 до -0,26 часов по сравнению с нормальной продолжительностью сна; Q2 (n = 22 901) спали от -0,26 до +0,45 часов; Q3 (n=22,692) спали от +0,45 до +1,28 часов, а Q4 (n=22 695) спали больше всего, от 1,28 до 16,06 часов. Люди, которые спали менее семи часов за ночь, страдали от недосыпа (19 816, 21,8%).
Сердечно-сосудистые заболевания включали ишемическую болезнь сердца, сердечную недостаточность, фибрилляцию предсердий и инсульт. Медиана периода наблюдения составляла 14 лет. У участников из Q4 риск развития болезни сердца был на 19% ниже, чем у участников из Q1. В подгруппе людей с хроническим недосыпом риск снижался на 20% между этими двумя квартилями. То есть множество людей спало недостаточно, но дополнительный сон в выходные дни помогал.
Международная группа ученых исследовала влияние животных и растительных жиров на смертность. Ученые проанализировали данные 407 531 жителя США со средним возрастом 61,2 года, за состоянием которого наблюдали с 1995 по 2019 год. За 8 107 711 человеко-часов было зафиксировано 185 111 смертей, включая 58 526 смертей, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ).
Потребление растительных жиров было связано с более низкой смертностью ( HR 0,91), в том числе от ССЗ (HR 0,86). Особо заметно влияние потребления жиров из злаков (HR 0,92 и 0,86) и овощей (HR 0,88 и 0,85).
Напротив, животные жиры в рационе связаны с повышенной смертностью в целом (HR 1,16) и по причине ССЗ (HR 1,14). Потребление жиров из молочных продуктов (HR 1,09 и 1,07) и яиц (HR 1,13 и 1,16) имело схожие результаты. Если заменить всего 5% потребляемой энергии с животных на растительные жиры, то смертность в целом снизится на 4–24%, а смертность от ССЗ — на 5–30%. Таким образом, была получена устойчивая, но небольшая обратная связь между более высоким потреблением растительных жиров и более низкой смертностью.