Сколько стоит пандемия

Международная команда ученых сравнила стоимость предотвращения пандемии с убытками, которые приносит уже случившаяся пандемия. Статья опубликована в Science Advances. Авторы не согласны с позицией политиков, которые продвигают стратегию «выявления и сдерживания зоонозных угроз», так как она предполагает активные действия после того, как заболеют люди. По их оценкам, ожидаемая ежегодная смертность от зоонозных инфекций составляет 3,3 млн. человек. Стоимость этих жизней составляет не менее $350 млрд., а прямые экономические потери — еще $212 млрд. Ученые отмечают, что политики редко говорят о том, какие действия нужно предпринять для предотвращения перехода зоонозного заболевания из природного резервуара в человеческую популяцию. Однако такие действия обойдутся гораздо дешевле.

В статье приведены рекомендации по предотвращению пандемии. Среди них более пристальное изучение потенциальных патогенов человека, более тщательное отслеживание торговли дикими животными и охоты; сокращение вырубки лесов. По расчетам авторов, стоимость этих мер в сумме составляет около $20 млрд., что гораздо меньше стоимости унесенных инфекциями жизней.

24.05.2024

Дети неандертальцев (которые жили 400 000–40 000 лет назад) и людей современного типа, живших в эпоху верхнего палеолита (50 000–12 000 лет назад), одинаково сильно страдали от стрессовых факторов, но в разном возрасте. Авторы статьи в Scientific Reports проанализировали 423 зубов неандертальцев (от 74 индивидов) и 444 зубов верхнепалеолитических людей современного типа (от 102 индивидов). Показателями стресса были горизонтальные бороздки — участки истонченной зубной эмали, связанные с инфекционными и другими болезнями, недоеданием, дефицитом питательных веществ и травмами.

Признаки стресса встречались в обеих группах одинаково часто. Однако у людей верхнего палеолита дефекты эмали чаще возникали в возрасте отлучения от груди (1-3 года), чем позднее. У неандертальцев дефекты эмали появлялись в предполагаемый период отлучения от груди (около года), но достигали пика позднее, в 2–4 года, а затем становились реже.

Авторы предполагают, что после прекращения грудного вскармливания у людей современного типа дефицит энергии, необходимой растущему организму, смягчался за счет более длительной зависимости от родителей и предоставления детям доступа к пище взрослых. Это могло дать нашим предкам долгосрочное преимущество перед неандертальцами.

24.05.2024

Внутри отдельных видов существует корреляция между распространенностью рака и размером тела — так, распространенность рака увеличивается в зависимости от роста взрослого человека или размера тела собак. Однако между видами млекопитающих наблюдается обратная корреляция — более высокая масса тела связана с меньшим риском рака. Феномен называется парадоксом Пето. Исследователи из США опубликовали препринт статьи, в которой изучили, как потеря генов защищает крупных млекопитающих от онкозаболеваний.

Утрата генов может способствовать развитию фенотипических различий между видами. Проанализировав геномы 17 видов афротериев и неполнозубых, ученые обнаружили множество потерь генов у представителей класса Paenungulata: слонов, даманов и морских коров. Изначально они предполагали, что устойчивость слонов к раку может быть связана в том числе с потерей онкогенов, однако обнаружили иное. Утраченные гены были связаны с такими вариантами клеточной гибели, как некроптоз (MLKL и RIPK3) и пироптоз (AIM2, MEFV, NLRC4, NLRP1 и NLRP6). Исследователи заключили, что механизмы регуляции некроптоза и пироптоза в этих линиях либо крайне видоизменены, либо утрачены. В свою очередь, это может способствовать, с одной стороны, устойчивости к раку, а с другой — восприимчивости к инфекции патогенами.

24.05.2024

Дети матерей-билингвов, слышавшие во время внутриутробного развития речь на двух языках, иначе воспринимают звуки. Чтобы это выяснить, исследователи отслеживали активность мозга 129 младенцев (76 — от билингвальных матерей) с помощью трех закрепленных на голове электродов. Они измеряли вызванный слуховой потенциал в ответ на звуковой стимул из двух гласных /oa/, определяя его спектр в зависимости от тона и тембра голоса. Оказалось, что амплитуда записанных спектров не различалась между детьми моно- и билингвальных матерей в ответ на тон голоса (хотя соотношение сигнал-шум было ниже у детей билингвов), но у монолингвальных новорожденных она была выше на частоте, связанной с тембром. Исследователи пришли к выводу, что дети, рожденные от билингвов, более комплексно реагируют на звуки и поэтому способны обрабатывать более богатый диапазон частот. Подробнее

Почему у обезьян-носачей такие носы? Этим вопросом задались авторы статьи в Scientific Reports — они проанализировали черепа носачей и показали, что особая структура носовой полости служит для акустической сигнализации и внешней демонстрации социального статуса самца. Ученые также подтвердили, что способность громче издавать вокализации трех типов подвергалась у носачей половому отбору. Подробнее

Искусственный интеллект предсказал поведение плодовой мушки. Для этого ученые записали поведение самца мушки во время ухаживания за самкой. Затем они последовательно нокаутировали те или иные гены в зрительных нейронах и обучили ИИ отслеживать изменения в поведении. В результате модель смогла предсказать, как будет вести себя самец при виде самки. Исследователи объясняют: сочетания нейронов зрительной проекции управляют взаимодействием самца с самкой, даже если эти нейроны не связаны с социальным поведением напрямую. Предложенная модель позволила сопоставить стимулы, типы нейронов и поведение мушки. Подробнее.

Биофизики смоделировали действие кетамина на разные нейронные контуры мозга и проверили его на человеке. В малых дозах кетамин усиливал активность в диапазоне быстрых гамма-волн (30-40 Гц), а при более высоких дозировках эти гамма-волны прерывались очень медленными дельта-волнами. Такое прерывание гамма-волновой активности, по-видимому, и связано с отключением сознания на высоких дозах кетамина. Авторы также выдвинули две гипотезы, объясняющие механизм такого влияния на активность мозга. Подробнее.

В Финляндии недавно обнаружилась популяция кошек с необычным окрасом, который исследователи назвали «лакричным» — темная шерсть таких кошек содержит волоски с белыми кончиками. Генетики проанализировали причины появления такого окраса и выяснили, что дело в гене KIT, а точнее, в 95-килобазной делеции в его 3’-фланкирующем регионе.  Подробнее

17.05.2024

Дезинформирующий контент в интернете, в том числе по медицинским вопросам, — серьезная проблема. Исследователи из Стэнфорда и MIT создали расширение для веб-браузера под названием Trustnet, которое позволяет людям оценивать онлайн-контент, отмечая верную и неверную информацию (подробности на arXiv). Предполагается, что такой децентрализованный подход даст лучший результат, чем модерация, организованная владельцами ресурсов. Расширение работает с любым контентом, включая публикации в соцсетях, статьи в агрегаторах новостей и видео на стрим-платформах.

Пользователи Trustnet могут отметить информацию как точную, неточную или сомнительную и пояснить свое решение. Также они могут выбрать, чьи оценки по тому или иному вопросу хотели бы видеть сами. Известно, что пользователи обычно не просматривают ссылки, которыми делятся. Функция проверки ссылок, в том числе проходящих несколько перенаправлений, стала одной из основных технических проблем.

Авторы провели исследование с участием 32 пользователей и увидели, что они охотнее решали оценить советы по благоустройству дома или сплетни о знаменитостях, чем новостные статьи. Сами участники хотели видеть оценки не от профессиональных фактчекеров, а от врачей — по медицинскому контенту, от иммигрантов — по международному положению и т.п. Предоставление возможности выбирать, кому доверять, может привести к тому, что человек окажется в «инфопузыре» и будут видеть только оценки, которые соответствуют его взглядам. Эту проблему можно смягчить, предлагая пользователю признанных экспертов, например, FDA — по медицинским вопросам.

17.05.2024

В чернике много биоактивных компонентов, поэтому ее часто используют в различных блюдах и напитках или употребляют в сыром виде. Еще из нее можно делать вино. Однако не потеряет ли при этом супер-ягода свои полезные свойства? Исследователи из Испании получали черничное вино при различных условиях ферментации и оценивали содержание биоактивных веществ и антиоксидантов в соке и вине. Результаты опубликованы в журнале ACS Food Science & Technology.

Сначала авторы получили восемь литров черничного сока из ягод, растущих на юге Испании. Потом они разлили его по литровым бутылям. Четыре бутыли ферментировали на водяной бане при температуре 17°C, еще четыре — при 21°C. По две бутыли в каждой партии ферментировали полностью с получением сухого вина, еще по две отводили для сладкого вина с неполной ферментацией. Авторы оценивали концентрацию антоцианов (антиоксиданты, придают вину цвет), флаванолов (антиоксиданты), флаван-3-олов (могут поддерживать эластичность сосудов), таннинов (дают вину вкус), витамина С (антиоксидант, участвующий в регенерации тканей и иммунной защите), а также активность антиоксидантов.

Концентрации антоцианов, таннинов и флаванолов снижались, сильнее — при более длительной ферментации. Уровень флаван-3-ола, наоборот, рос в ходе ферментации. Концентрация витамина C зависела от температуры, а не от времени: она снижалась при более высокой температуре. Несмотря на снижение концентраций антиоксидантов, их активность была выше в вине, чем в соке. Таким образом, черничное вино сохраняет свои полезные свойства, но температура и время ферментации влияют на состав биологически активных компонентов.